[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


РАСПОРЯДИТЕЛЬ ЗРЕЛИЩ


Древний Рим Человеческая цивилизация и такой социальный институт, как власть, неразрывно связаны. Внутри одной и той же цивилизации формы власти могут подвергаться различным метаморфозам, переходя к тем или иным элитам и правящим группам - армии, богачам, священникам или повстанцам. Но в целом разнообразие форм власти крайне не велико - точнее их всего три.
В любом развитом человеческом сообществе, крупнее родового племени, верховная власть может находиться только у трёх возможных правящих групп - служителей культа или идеологии (идеократия-теократия), государственных служащих (силовики-бюрократия), имущественных олигархов различного сорта (от земельных плантаторов до банкиров-финансистов). Само собой,простота этой схемы условна, поскольку эти три базовые формы господства могут выступать во множестве сложных переплетений и перетекающих друг в друга оттенков.
Но в целом, наблюдается такая закономерность - если одна из элитных групп захватывает самую вершину властной пирамиды , то прочие властные прослойки становятся добавочными и обслуживающими господствующую.
Так, государство может подчинить себе и финансы и церковь, равно как и союз крупных собственников может поставить себе на службу государство и идеологию . Прослойке же служителей культа тоже порой удавалось сделать своим орудием государственную власть и богатства.
Но есть одна сфера деятельности, которая скрепляет все формы власти и господства, являясь сердцевиной любой цивилизации и культуры, без которого не обходится ни одно общество, с момента появления человека, как вида.
Это зрелище - "Шоу" с большой буквы.
Первобытный человек с момента своего появления запечатлел себя и окружающий мир в многочисленных произведениях наскальной живописи. Очевидно, что эти яркие образы были лишь частью пышных ритуалов и празднеств с костюмами, масками, танцами и музыкой.
Появление зрелища  в форме обряда, ритуала и праздника  самая главная примета человека, как вида. Собственно, всю своё существование, от рождения до смерти: охоту, брак, принятие пищи, войну, появление потомства и его обучение, древние люди стремились воплотить в обряд. Это превращало всю общественную и, во многом, бытовую жизнь в некий ни когда не прекращающийся ритуал - символическое и эстетическое действо. Организация ритуалов и торжеств издревле стала осью человеческой культуры.
Какова же цель этого? чего хотел добиться древний человек, превращая своё существование в непрерывное священнодейство?
Изначально - мифологически, люди воспринимали свою роль, как посредников между миром реальным и потусторонним - царством духов, мёртвых, предков. Потусторонний мир прорывался к человеку через сновидения, в состоянии галлюцинаций, через символы и совпадения случайностей, которые требовали понимания и истолкования.
Именно эта ключевая задача: искусственного переноса сознания людей иную антасмагорическую, потустороннюю реальность, стала целью культурной деятельности . Воплотить в жизнь мир грёз и сновидений - вот подлинная задача цивилизации
Можно с уверенностью сказать, что мы - хомосапиенс это вид грезящей обезьяны.
Кто же исторически занимался организацией "шоу" - задачей которых было заглянуть "краем глаза" в потусторонний мир - удивиться, восхититься, ужаснуться или всё это вместе тому, что там происходит?
Конечно, от истоков истории, постановка и организация зрелищ относилась к компетенции культовой прослойки . Изначально это был шаман, который сам из себя представлял ходячее "зрелище". Затем, с развитием материальной культуры - земледелия скотоводства, появлением стабильного достатка, шоумэны выделились в отдельную прослойку - жречество.
"Спектакли" с течением времени всё более усложнялись: становились пышнее, масштабней, а порой и кровавей, поскольку созерцание убийства и смерти самое волнующее "шоу" из всех. Постановка их могла включать в себя, помимо танцев и человеческих жертвоприношений,   половые оргии, массовые казни, ритуальный каннибализм, демонстрацию мумий и засушенных частей умерших - словом то что наиболее "щекочет "нервы.
Нравы порой смягчались и утончались: реальные кровопролития и оргии заменяли зачастую их символическими имитациями - так возник театр и спорт. Но стремление к натурализации порой вновь брало верх. Так вся утончённость античной цивилизации спокойно мирилась с традицией жестоких гладиаторских игр, католическая церковь средневековья делала настоящие театральные постановки из казней еретиков и ведьм - аутодафе. Собственно, преследования ведьм в позднее средневековье, возможно и имело своей подлинной целью обеспечить народ полноценным зрелищем - публичной драмой. Да за примером далеко и ходить не надо - в наше время исламские радикалы в Ираке и Сирии (ИГИЛ) сумели превратить казни в зрелищное и драматическое шоу.
Человек так волнуется и переживает за то что происходит на сцене, подиуме, стадионе, эшафоте, поскольку подсознательно воспринимает то, что там творится за события потустороннего мира.
В любой полноценной человеческой драме всегда есть искра драмы божественной!
И именно это манит нас. Сценарии трагедий нашего мира пишут в "мире ином", и частью своей они проникают прямо туда, возможно ещё при своём воплощении.
Времена менялись - рождались и гибли цивилизации. Внутри них шла сложная борьба между правящими кастами, воинами, толстосумами и клерикалами. Но, что характерно - поставщики зрелищ всегда оставались в цене, при любой власти. Поскольку зрелище не только развлекает - оно и контролирует сознание масс - формируем ценности, мораль, вкусы и нравы, а это очень ценный товар, востребованный любой властью.
Ведь, в конце концов, правит не тот, кто лучше всех соблюдает правила, а кто их пишет.
С эпохой "Нового времени" эволюционировало и "шоу" . Зрелища выбрались из под крылышка религиозного культа. Выяснилось, что шоу не теряет свое "магическое" воздействие если напрямую и не связано с колдовством. Культовые мистерии вполне заменил театр, кино. Ритуальные состязания и инициации - спорт, паломничества - туризм. Тоталитарные империи двадцатого века подняли на недосягаемую высоту постановку экзальтированных массовых тусовок в виде парадов, митингов и демонстраций.
Но главное: новые технические средства - промышленный переворот и научная революция превратили постановку зрелищ в индустрию. Зрелище проникает в нашу жизнь через непрерывно смотрящие на нас экраны, как раньше повсеместно в быт проникал культ. И кто знает - может быть не только мы созерцаем линзы экранов - но и оттуда на нас глядит на нас нечто потустороннее? Возможно главная задача, которую выполняет человечество перед неким божеством или потусторонним миром - кормить его своими грёзами?
Не изменилась так же связь "шоу" и власти. По прежнему правит тот, кто может "завладеть воображением"
Голливуд - " Фабрика грёз" - вот оружие, которое сокрушает империи лучше и эффективней ядерных бомб.
Отсюда вывод - для того чтобы обрести абсолютную власть, необходимо изобрести новый сногосшибательный вид массовых зрелищ. Тот, кто научится создавать искусственную реальность, станет повелителем мира.
Будущий владыка человечества будет, скорее всего, не сакральным царём или верховным жрецом, и конечно не деспотом - императором, а модератором реалити-шоу - режиссёром, продюсером.

 

Максим Журкин


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100