[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


 КРИТИКА ТЕОСОФИЗМА БЛАВАТСКОЙ

ТЕОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО И РОЗЕНКРЕЙЦЕРСТВО

Из книги: Рене Генон. Теософизм, история одной псевдорелигии.   Глава III.  Пер. с французского Андрея Игнатьева

    В 1876 году Олькотт написал Стэнтону Мозесу, что его «приняли в качестве новичка в Братство», с главами которого он «с давних пор состоит в личных отношениях посредством переписки, и что они сообщили ему некоторые вещи, а г-жа Блаватская даже не подозревает, что они ему известны». О каком «Братстве» идет речь? Это, определенно не H.B. of L. и тем более не «Арья Самадж», соглашение о сотрудничестве с которым, к тому же, было заключено только в следующем году. Что касается знаменитой «Великой Белой Ложи» или «Тибетского Братства», о нем еще не  было и речи, но употребляемые названия были достаточно неопределенными, чтобы разобраться во всей этой крайней путанице, вольной или невольной. В другом письме, адресованном немного позже тому же самому корреспонденту, и из которого, кажется, следует, что его приняли в члены общества, к которому принадлежал Олькотт, читаем следующее: «Желаю, чтобы Вы попросили у Императора, засвидетельствовав мое ему почтение, не мог бы он сделать что-нибудь, прибегнув к психологическому средству (sic), чтобы помешать г-же Блаватской отправиться в Индию. Меня это очень беспокоит, но я не мог ничего поделать сам… Ходящие по Европе и здесь клеветнические слухи привели ее в глубокое уныние. И я боюсь, чтобы мы ее не потеряли. Это, может, не имеет значения для спиритуалистов, но это очень важно для нас троих… Попросите у Императора о том, что я вам говорю… Он, кажется, мудрый дух, и в силах это сделать. Спросите его, может ли он и хочет ли нам помочь. Здесь есть г-жа Томпсон, богатая вдова с капиталом в семь миллионов (долларов), которая имеет общие интересы с г-жой Блаватской. Эта дама предлагает ей деньги и все такое, чтобы поехать в Индию и предоставить ей, таким образом, возможность учиться и увидеть все самой.. Не забывайте Императора». Итак, г-жа Блаватская никогда не была в Индии до своего пребывания в Америке, на этот раз мы получили категорическое доказательство этому, но она желала туда поехать, потому что у нее была потребность «учиться и увидеть все самой»; что подтверждает, что она еще не была «посвященной» и  не обладала набором твердых и устоявшихся убеждений. В ту пору был только некто влиятельный, чьими агентами были Олькотт и Стэнтон Мозес, и который был против отъезда Блаватской в Индию, но  он не был связан ни с «Арья Самадж», ни с какой-то другой восточной организацией. Теперь, почему Олькотт говорит: «для нас троих»? Он и его корреспондент, их только двое, третьим должен быть нe кто иной, как Император, обратиться за помощью к которому он так настойчиво рекомендует, но что это за таинственная личность? Это был, по-видимому, дух, который появлялся на собраниях кружка Стэнтона Мозеса и его друга, доктора Спеера, но странностью, могущей объяснить многие вещи, является то, что этому «духу» приписывается имя или, скорее титул «Император», который принадлежит главе тайного английского общества, Order of the Golden Dawn in the Оuter (буквально, «Орден золотой зари во внешних сумерках»).

    Организация, которую мы только что упомянули,  представляет себя, как «общество оккультистов, изучающих самую высшую практическую магию» и возводит своё происхождение к «подлинному розенкрейцерству», женщины допускаются туда на тех же основаниях, что и мужчины, а количество членов  держится в тайне. Во главе организации стоят трое: Император, Премонстратор и Канцлер. Этот же самый орден тесно связан с Societas Rosicruciana in Anglia, обществом, основанным в 1867 году Робертом Вентворфом Литтлом, оно имеет девять степеней, разделенных на три класса. Главы этого ордена, которых также насчитывается трое, как и в Golden Dawn, носят титул Маги (1). Societas Rosicruciana принимает в свои ряды только масонов, имеющих степень мастера, и число его членов ограничено сто сорока четырьмя человеками, не считая почетных членов; общество располагает четырьмя коллегиями в Лондоне, Йорке, Бристоле и Манчестере. Подобная организация существует в Шотландии с 1877 года, и еще одна ветвь образовалась в Америке в 1880 году, и они представляют собой два филиала английского общества, которые однако являются в административном отношении независимыми.

    В письме, адресованном директору теософистского журнала «Люцифер» в июле 1889 года графом Мак-Грегором Мазерсом, который в ту пору занимал должность секретаря коллегии Метрополитен, принадлежащей  Societas Rosicruciana, и являлся членом Высшего совета Англии, помимо прочего сказано: «Это Общество изучает западную традицию…Практические знания являются привилегией посвященных самого высокого уровня, которые сохраняют их в тайне; все Братья сохраняют в тайне свою степень. Теософское общество поддерживает с ними дружеские отношения… Изучающие герметизм из розенкрейцеровского GD (Golden Dawn) являются, так скажем, представителями его внешнего круга». Публикация подобного манифеста имела своей главной целью осудить некий «Орден   Розы и Света» (Ordo Ron’s et Lucis), другое английское псевдорозенкрейцеровское общество, о котором ранее шла речь в том же самом издании (2), эта последняя организация находилась в прямой конкуренции с Golden Dawn и Societas Rosicruciana (3). Заканчивается письмо словами, придающими ему официальный характер: «Опубликовано по повелению Высшего Sapere Aude, Канцлера Лондонского округа», а за ними следует достаточно загадочный постскриптум: «Семь адептов, которые обладают эликсиром долголетия, живы и по сей день, и собираются каждый день вместе в разных городах». Является ли Император GD одним из этих таинственных «семи адептов»? Это вполне возможно, и налицо другие признаки, могущие это подтвердить, но, без сомнения, Высший Sapere Aude не имел полномочий распространяться на этот счет (4).

    Умерший несколько лет назад автор письма, которое мы только что процитировали, был старшим братом другого   Мак-Грегора, представлявшего во Франции Order of the Golden Dawn in the Оuter, и также бывшего членом Теософского общества. В Париже в 1899 и 1903 годах  много шума наделали попытки реставрации культа Исиды, предпринятые г-ном и г-жой Мак-Грегорами под патронажем писателя-оккультиста Жюля Буа, попытки, впрочем, достаточно фантастичные, но которые вызвали в свое время определенный интерес. Добавим, что г-жа Мак-Грегор, «великая жрица Анари», является сестрой   Бергсона, впрочем, мы отмечаем этот факт только в качестве дополнительной информации, не делая никаких из этого выводов, хотя, с другой стороны, бесспорно существует немало общего между теософизмом и философией Бергсона. И именно так, в статье, связанной с темой споров вокруг бергсонианства, Джордж Пекуль пишет, что «учение Теософского общества настолько странным образом сходно с учением Бергсона, что возможно поставить вопрос, а не имеют ли они общий источник происхождения, и не принадлежат ли Бергсон, Олькотт, Ледбитер, г-жа Блаватская и Анни Безант к школе одного и того же Махатмы, Кут Хуми или кого-либо другого», и добавляет: «Я отмечаю проблему для исследователей, чье разрешение могло бы пролить дополнительный свет на весьма таинственное происхождение некоторых течений современной мысли и на природу «влияний», которые испытывают те, часто бессознательно, кто сами являются проводниками интеллектуальных и духовных влияний» (5). Касательно этих влияний, мы достаточно разделяем мнение Пекуля и полагаем даже, что их роль является насколько значительной, настолько и непредвиденной. Впрочем, сходство мы никогда и не ставили под сомнение (6), сходство бергсонианства с неоспиритуалистическими движениями, и нас бы нисколько не удивило, если бы Бергсон, следуя примеру Уильяма Джеймса, в конце концов, увлекся спиритизмом.  Мы находим особенно явный признак этого в одном месте из «Духовной энергии», последней книги Бергсона, где он, продолжая признавать, что «бессмертие само по себе не может доказано экспериментально», заявляет что «это было бы уже чем-то, это было даже намного больше, чем установить на основании опыта возможность загробной жизни на время Х», разве не на это в точности претендуют спириты? Несколько лет назад до нас дошли слухи, что Бергсон самым активным образом интересуется «экспериментами» этого рода в компании нескольких признанных знатоков, среди которых упомянем профессора д’Арсонваля и г-жу Кюрье. Нам хотелось бы думать, что его намерение заключается в том, чтобы изучать эти явления настолько «научно», насколько это возможно, но, сколько других людей науки, таких как Уильям Крукс и Ламброзо, начав подобным образом, «обратились» в учение спиритизма! Одному богу ведомо насколько эти вещи опасны, это, конечно, ни наука и ни философия, чтобы иметь достаточную гарантию, позволяющую заниматься  этим без ущерба для себя.

    Возвращаясь к теме розенкрейцерства, которая появляется здесь, как мы видели, в первый раз и из-за которой мы сделали это отступление, отметим, что Олькотт сообщает несколько раз в «Теософисте» и в своих книгах, что г-жа Блаватская всегда носила украшение с розой и крестом, «которое она получила от одного адепта». Однако, оказавшись под влиянием H.B. of L., Олькотт испытывал только неприязнь к современным розенкрейцерам. «Братство (Розы и Креста),- писал он Стэнтону Мозесу в 1875 году, - как живая ветвь подлинного Ордена умерла вместе с Калиостро, так же как франкмасонерия (оперативная) умерла с Вреном, то, что осталось – это только оболочка». В данном случае слова «живая ветвь подлинного Ордена» содержат намек на место в учении H.B. of L., согласно которому, «термин Роза и Крест обозначают не Орден целиком, но только тех, кто получил начальные знания в его удивительной системе, это название только дань прошлому, которым Братья восхищаются и в то же самое время вводят всех в заблуждение». Мы не собираемся здесь погружаться в споры касательно происхождения и истории подлинных и ложных розенкрейцеров. Здесь заключены настоящие тайны, которые никогда не были раскрыты удовлетворительным способом, и о которых писатели, в большей или меньшей степени именующие себя розенкрейцерами, кажется, не намного больше знают, чем остальные.

    При этих последних словах сразу на ум приходит д-р Франц Гартманн, который играл важную роль в деятельности Теософского общества, когда его штаб-квартира была перенесена в Индию, и с которым, впрочем, г-жа Блаватская всегда находилась в самых  тесных отношениях, как мы это увидим, когда коснемся дела Общества психических исследований. Этот персонаж, родившийся в 1839 году в Донацверте в Баварии, претендовал на то, чтобы именоваться розенкрейцером, но другой ветви, чем английские общества, о которых у нас шла речь прежде; если ему верить, он «обнаружил» Братство подлинных Розы и Креста в Кемптене, местности, знаменитой своими домами с привидениями,  где он сам и скончался в 1912 году. По правде говоря, мы думаем, что это легенда, которая понадобилась ему для того, чтобы придать видимость серьезной организации некоему «Эзотерическому Ордену Розы и Креста», одним из инициаторов основания которого он  сам и был. Этот д-р Гартманн был автором достаточно многочисленного количества работ (7), которые неблагосклонно были восприняты главами Societas Rosicruciana in Anglia, такими же теософистами, как и автор. Особо строго отнеслись к книге под заглавием «В преддверии храма мудрости», содержащей историю подлинных и псевдо- розенкрейцеров, с введением в тайну философии герметизма, и посвященной герцогине де Помар. В 1887 году д-р Гартманн в Бостоне, городе, который является центром американской ветви Order of the Golden Dawn in the Оuter, издал нечто вроде романа под заглавием «Приключение у розенкрейцеров». Это произведение содержит описание воображаемого теософского монастыря, якобы расположенного в Альпах, и автор сообщает, что этот монастырь принадлежит Ордену «Братьев золотого Креста и Розы и Креста» и его глава носит титул Императора. Это заставляет вспомнить о старом немецком обществе «Розы и золотого Креста», организации, основанной в 1714 году священником из Саксонии Самуэлем Рихтером, более известным под псевдонимом Синсерус Ренатус. Глава этой организации, как позже и глава Golden Dawn, носил этот титул по традиции, унаследованной от предшествовавших розенкрейцеровских организаций. Если верить некоторым легендарным рассказам, эта традиция восходит к временам сотворения мира, так как в Clypeus Veritatis, датируемом 1618 годом, содержится хронологический список Императоров, начиная с Адама! Такие преувеличения и сказочные генеалогии, впрочем, присущи большинству тайных организаций, включая масонские, и таким же образом «Обряд Мицраим» возводит свое происхождение к Адаму. Большего интереса заслуживает то, что один оккультный писатель, говоря об основанной в 1714 году розенкрейцеровской организации, заявляет следующее: «Предание гласит, что этот Император существует вечно; его деятельность носит якобы политический характер» (8). Не идет ли еще и здесь речь о главе Golden Dawn? На самом деле организация «Розы и золотого Креста», политический характер которой некоторые признавали, давно уже не существует, на ее место в 1780 году пришли «Посвященные Братья Азии», чей центр был утвержден в Вене и чьи высшие иерархи носили титулы с намеком на начало Апокалипсиса на «Отцов и Братьей семи неизвестных Церквей Азии» (9). Может быть, не помешало бы знать, не являлись ли «семь адептов» графа Мак-Грегора их преемниками. Как бы там ни было, точно известно, что большинство обществ, которые претендуют на связь с розенкрейцерством, побуждают своих последователей принести клятву на верность Императору.

    Роман д-ра Гартманна имел последствие, которое показало, что цель автора не была чисто бескорыстной: в сентябре 1889 года в Швейцарии было учреждено акционерное общество под названием Fraternitas для организации деятельности нечто вроде теософского монастыря, который он придумал. В этом деле д-ру Гартману помогали д-р Турман, д-р А. Пиода и графиня Вахтмайстер, эта последняя, которую мы уже имели случай упомянуть, была шведкой и близкой подругой г-жи Блаватской. Что касается «Эзотерического Ордена Розы и Креста», другого детища д-р Гартмана, он оказался в постоянных связях с «Возрожденным Орденом Illuminati Germanise», основанным или реорганизованным Леопольдом Энгелем из Дрездена, и орден этот играл крайне подозрительную политическую роль. Как указывает его название, он возводил свое происхождение к иллюминатству Вейсгаупта, с которым, однако, у него не было никакого родства. Определенные связи существовали между этим «Эзотерическим Орденом Розы и Креста» и неким «Орденом Восточных Тамплиеров», основанным в 1895 году д-ром Карлом Кельнером. После его смерти в 1905 году, распространению последней организации способствовал Теодор Ройс, теософист, которого мы встретим позднее. Кажется что даже «Эзотерический Орден Розы и Креста» стал, в конце концов, «внутренним кругом» «Восточных Тамплиеров».

    Эти различные объединения не следует путать с другой розенкрейцеровской австро-германской организацией более недавнего происхождения, чьей главой является д-р Рудольф Штейнер, о нем мы еще в свою очередь поговорим. Впрочем, по правде говоря, розенкрейцерство в нашу эпоху не имеет более строгого определения: куча людей, именующих себя «Розой и Крестом» или «розенкрейцерами», не имеют никакой связи ни между собой, ни с тем более старинными организациями с тем же названием.  Точно также дело обстоит и с теми, кто именует себя «тамплиерами». Даже без учета масонских степеней, которые в различных обрядах носят название Розы и Креста и какое-либо производное из него, мы могли бы представить, если бы это не выходило за рамки нашего исследования, длинный перечень обществ, имеющих более или менее секретный характер, которые носят почти точно такое же наименование, к которому чаще всего добавляются один или несколько разных эпитетов. И также всегда надо остерегаться, когда речь заходит о розенкрейцерстве, как, впрочем, и о масонстве, от того, чтобы приписывать одной группе то, что принадлежит другой и первой является совершенно чуждым.

    Укажем только на одно из этих обществ, которое именуется A.M.O.R.C. (Ancien Mystic Order of the Rosy-Cross) и которое было основано в 1916 году с целью спасения цивилизации (sic). У нас перед глазами лежит циркуляр, в котором сообщается, что французское отделение общества находится в процессе формирования и что «специальный Посланник прибудет из Соединенных Штатов в мае (1921), чтобы дать инициацию и провести официальное открытие» (с тех пор нам было сказано, что эта поездка не смогла состояться). Во главе этой организации стоит Император, но, естественно, не тот самый, что стоит во главе Golden Dawn: она не связана с теософизмом, но нам известно, что теософисты уже достаточно многочисленны среди ее приверженцев.

 

Примечания

1.  В 1901 году его главами являлись: W. Wynn Westcott, Supreme Magus ; J. Lewis Thomas, Senior Substitute Magus ; S. L. Mac-Gregor Mathers, Junior Substitute Magus (Cosmopolitan Masonic Calendar, p. 59).

2.  Lucifer, 15 июня 1889.

3.  У H.B. of L. была особая интерпретация розенкрейцерства, берущая начало преимущественно из теорий П.Б. Рандольфа и «Братства dEules». В Филадельфии в 1882 году вышел труд под заглавием The Temple of the Rosy-Cross, чей автор, Ф.Б. Дауд, являлся членом H.B. of L.

4.  В 1894 году под именем «Sapere Aude, Fra R.R. et A.C.» был опубликован труд «наука духовной и материальной алхимии», содержащий достаточно большое количество исторических ошибок, и снабженный комментарием перевод каббалистического трактата Alsh Mezareph, в которой даже не упомянут комментарий, данный Элифасом Леви на эту книгу, достаточно безосновательно, впрочем, приписываемую Абрахаму Жиду, предполагаемому наставнику Николя Фламеля.

5.  Les Lettres, декабрь 1920 года, pp. 669-670

6.  Le Vagan, печатный орган английской секции теософского общества, напечатал с очень хвалебными комментариями лекции, прочитанные Бергсоном в Англии.

7.  Вот заглавия нескольких из числа главных, помимо тех, которые упомянуты в тексте: «Тайные символы розенкрейцеров, переиздание старинного труда, сопровождаемое комментариями» (вышло в Бостоне),  «Жизнь Иешуа, пророка из Назарета», «Оккультное исследование и ключ к Библии, содержащее историю Посвященного», «Черная и Белая Магия», «Оккультная наука в медицине», «Основы геомантии, согласно Корнелию Агриппе».

8.  Histoire des Rose-Croix, par Sedir, p. 103, note.

9.  Укажем на этот счет на странную ошибку Палюса, который, отыскав текст Вронского, где упоминаются «Посвященные Братья Азии», посчитал, что это название означает настоящую восточную организацию, и что речь идет о «махатмах», которым он приписал, к тому же, «высшую степень Брахманической Церкви» (Словарь основных терминов оккультной науки, статья «Махатма»: Трактат по методике оккультной науки, с 1052).


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100