[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


КРИТИКА ТЕОСОФИЗМА

Из книги: Рене Генон. Теософизм, история одной псевдорелигии. Пер. с французского Андрея Игнатьева

 

Глава ХХI

Злоключения Алсиона

 

    В истории, о которой мы сейчас поговорим, речь шла более не о манифестациях Пифагора или Кут Хуми в качестве «предвестников», но о самом Бодхисаттве Майтрее, и  молодой человек, которого избрали на эту роль, был нынче не англичанином, но индусом Кришнамурти, чьей опекуншей объявила себя г-жа Безант, также как и его брата Нитьянанды, который должен будет выполнять определенную дополнительную миссию. Обычно они проходили под астрономическими псевдонимами Алсион и Мицар.  Оба они сопровождали г-жу Безант во время её поездки в Париж в 1911 году и  сидели по бокам от неё на лекции, которую она прочитала в Сорбонне 15 июня, при чем на этом собрании председательствовал г-н Линар, тогдашний вице-ректор (который, как следует заметить, являлся протестантом).  Темой  этой лекции было «послание Джордано Бруно современному миру» (1).  Чтобы понять смысл этого названия, следует знать, что г-жа Безант считает себя перевоплощением Джордано Бруно, точно также, как она утверждает, что в прошлой жизни была женщиной-философом Ипатией, дочерью математика Теона Александрийского.  Ранее же касательно этой темы она представляла совершенно другую версию, решительным образом утверждая, подобно г-же Блаватской, что «она была индусской в своей предыдущей жизни» (2).  По правде говоря, вряд ли подобные вариации способны вызвать доверие, и это еще одно противоречие, которое можно добавить ко всем тем, которые  нам до сих пор уже представлялась возможность отметить.

    Во время, когда он приехал в Париж в первый раз (снова он увидит его в мае 1914 года), Алсиону было шестнадцать лет. К тому времени он уже написал или, по крайней мере, опубликовал под своим именем, маленькую книжечку под названием «У ног Учителя», которой теософисты живейшим образом восхищались, хотя она представляла собой почти исключительно собрание нравственных предписаний, лишенных какой-либо оригинальности (3).  Г-н Гастон Ревель закончил статью, посвященную этой книге, такими показательными словами: «Завтра Предвестник станет Распространяющим новые благодеяния. Будут ли многочисленны те души, которые последуют за его Звездой!» (4).

Прежде вышел один из самых причудливых трудов, имеющий в качестве названия «Прорезов в покрывале времени», «главных теософских наставников: г-жи Анни Безант, м-ра Ч.  В.  Ледбитера в сотрудничестве с несколькими другими лицами», это было нечто вроде романа, напоминающего придуманную теософистами историю древних человеческих рас и происходящего из того же источника, где рассказывалось о тридцати последовательных воплощениях Алсиона, по крайней мере, тридцати последних, так как уверяли, что еще до этого у него было немало жизней (5).   Вообще разумно предположить,  что человек не сохраняет никаких воспоминаний о своих предшествующих жизнях, но оказалось, что «главные теософистские наставники» составляют исключения благодаря их «ясновидению», позволяющему им заниматься исследованиями прошлого.   Однако мы только что могли убедиться, насколько мало им можно доверять.  Нечто вроде французского пересказа этого труда или скорее сопровождаемого комментариями резюме было опубликовано г-ном Гастоном Ревелем в 1913 году под названием «От 25000 г. до Р. Х.  и до наших дней». Здесь необходимо отметить ту тщательность, с которой рассказываемые эпизоды отобраны, чтобы напомнить тот или иной тезис теософистского учения, а также вставляемые в них более или менее умело предсказания касаемо различных дат на тему будущей роли Алсиона и, наконец, ту манеру, в которой из одного существования в другое переходят одни и те же персонажи, среди которых главы Теософского общества: «Около ста пятидесяти нынешних членов Общества,- пишет м-р Ледбитер, (который сам фигурирует там под именем Сириус), - оказывается среди главных действующих лиц драмы, развертывающейся в ходе его жизней (Геркулес это г-жа Безант,  Вафира - г-жа Блаватская, Улисс - Олькотт и так далее). Очень интересно отметить, как в прошлом их часто связывали кровные узы, ибо, хотя они и рождались в разных странах, но вновь находили друг друга благодаря общему интересу, который испытывали к теософским исследованиям, будучи объединяемы одной и той же любовью к Учителям, более сильной, чем та, которая обусловлена земным родством» (6). На этом строится вся теория «объединения Эго» в соответствии с определенными эпохами, которые считаются особенно важными для истории человеческих рас, и этим пользуются, чтобы заявить, что «подлинной датой основания Теософского общества является  22662 г.  до н. э. » (7).  Это утверждение не может не напомнить те фантастические истории происхождения тайных обществ,  о которых мы уже упоминали (8).  Касательно героя нашей истории, вот пояснения, которые были даны в отношении «инициации», которой он якобы недавно удостоился, будучи понемногу подготавливаем к ней в ходе своих предшествующих существований: «Алсион отныне готов к выполнению новых обязанностей, будучи непосредственным учеником тех «Учителей», которым он так хорошо служил в прошлом.  Именно таким образом в своем нынешнем воплощении он вновь отыскал нашего уважаемого Президента и м-ра Ч.  В.  Ледбитера, бывших в прошлом его друзьями и родителями.  Вскоре после этого он был допущен на Путь испытания, и едва прошло пять месяцев, он удостоился чести стать учеником.  Несколько дней спустя Алсион стал «сыном Учителя» и прошел через первые Врата первого великого Посвящения, благодаря чему он вошел в число членов Великой Белой Ложи, управляющей человечеством. Все те, кто его ранее знал, любил и служил ему, сегодня рядом с ним как члены Теософского общества» (9).  «Алсион и те, кто его окружает, принадлежат к сердцу мира, более того, они гаранты будущего, вместе они образуют особую группу, именуемую группой Служителей.  Именно они помогают в их деятельности великим Наставникам человечества»  (10).  Выражение «принадлежать к сердцу мира» означает, что они являются непосредственными учениками Бодхисаттвы, также как основатели Теософского общества ввиду тех связей, которые, как предполагается, они имели лично с «Махатмой» Морией, принадлежали к группе Ману или к «мозгу мира». Возможно, это различие нужно как средство, чтобы объяснить и оправдать некоторые расхождения.

       Однако, с разных сторон начали раздаваться голоса протеста и прежде всего в Индии стали распространяться неприятные слухи.   На этот счет мы полагаем необходимым опровергнуть самым решительным образом нелепую легенду, согласно которой именно в Индии целые толпы якобы простирались ниц перед Кришнамурти.  В начале 1911 года д-р М. К. Нанджунда Рао, преподаватель в Школе медицины города Мадраса, которого теософисты впоследствии обвинят в том, что он являлся вдохновителем всей ведшейся против них кампании, написал в «Arya-Bala Samaj Magazine» (Майсор): «Нынешние махинации теософистов вызывают суровое осуждение методов, используемых для прославления этого юного Кришнамурти (Алсиона) как второго Христа, пришедшего спасать страдающее человечество».  

       Конечно, легко объяснимо, что этот вымысел пропагандировался теософистами, чтобы повысить престиж их будущего Мессии. Но намного менее понятно нам то, что некоторые из их противников посчитали нужным отозваться на подобные возмутительные вещи; по-другому не скажешь, когда узнаешь, как на теософизм смотрят индусы (11).

     Для тех, кого определенное сходство могло бы ввести в заблуждение, скажем, что  Arya-Bala Samaj, чей печатный орган опубликовал эти строки, не следует путать с  Arya Samaj, о котором шла речь выше, и тем более   с другой организацией, называемой  Arya-Bala Bodhini, которая являлась всего лишь одним из многочисленных  ответвлений Теософского общества (12).  Эта Arya-Bala Bodhini  является или являлась (так как мы не знаем, существует ли она ещё, и, в любом случае, она не должна была иметь особо большого успеха)  «Ассоциацией молодых индусов», весьма схожей определенными чертами с «У. М. С. А. » или «Христианскими ассоциациями молодежи», которые англо-американские протестанты стремятся распространить во всех странах, при этом присущий им дух прозелитизма скрывается под маской мнимой нейтральности.

     С другой стороны, также в 1911 году  д-р Дж.  М.  Наир уже опубликовал в медицинском органе, «Antiseptic», крайне едкую статью против теософистов, в которой он не колеблясь обвинил открыто г-ра Ледбитера в безнравственности. Эта статья, озаглавленная «Сексуальная психопатия у Махатмы», была переиздана в форме брошюры, а затем перепечатана в крупной ежедневной газете «Hindu». Как следствие этих атак, после некоторого периода раздумья, в декабре 1912 года были начаты три процесса против д-ра Наира, д-ра Рама Рао и издателя «Hindu». Все три были проиграны Обществом и его президентом, утверждавшими, что было неверно возлагать на них ответственность за теории Ледбитера ввиду того, что они всегда имели исключительно частный и личный характер. Готовясь таким образом вновь отречься от Ледбитера, союз с которым стал слишком компрометирующим, г-жа Безант забыла, что она ранее писала: «Однажды ночью, когда я отправилась в дом Учителя, г-жа Блаватская поставила меня в известность, что Ледбитера следует защищать от нападок, которым он подвергается» (13), и что некоторое время спустя она сама сказала: «Я должна остаться и пасть рядом с ним».  Именно это её противники кстати припомнят ей.  И если г-жа Безант проиграла эти процессы, Ледбитер здесь выиграл, потому что ему удалось избежать исключения второй раз из Общества. Но скандал разразился большой, несмотря на усилия, иногда нелепые, преданных друзей президента: именно тогда м-р Арундейл, глава Центрального индуистского колледжа Бенареса напишет конфиденциальное письмо, наполненное идолопоклонническим  раболепием в отношении г-жи Безант, о котором у нас уже шла речь в другом месте.  После того как это письмо было опубликовано в «Leader» (Аллахабад), некоторые преподаватели колледжа, прежде ведшие среди своих учеников  яростную пропаганду теософизма, были вынуждены, также как и сам глава, подать в отставку.  Индусская газета «Behari» в кратце выразила общее впечатление в таких словах: «Если о движении следует судить по его корифеям и если Ледбитер является корифеем теософизма, тогда теософизм для обычных людей представляет собой нечто странное, занимающее место между скабрезными непристойностями и наглыми выдумками, между отталкивающей доктриной и невероятным самомнением».

      Всё это, в конце концов, взволновало отца Кришнамурти и Нитьянанды, М. Дж. Нараяньяха (или Нарайян Иера), который являлся, однако, убежденным теософистом, членом Общества с 1882 года и с 1908 года занимал должность помощника секретаря-корреспондента «эзотерической секции» в Адьяре (его теософское имя было Антарес). Он захотел вернуть свое право опеки, которое он уступил 5 марта 1910 года, и потребовал, чтобы его сыновья были переданы ему обратно. После процесса, все подробности которого приводит «Таймс», судья Бейквел 18 апреля 1913 года постановил, чтобы мальчики были возвращены  их родителям до 26 мая, заявив, что отец всегда остается естественным опекуном своих детей.  В изложении мотивов этого постановления сказано буквально следующее: «М-р Ледбитер признал в своих показаниях, что у него были и что он сохраняет воззрения, которые я могу определить только как бесспорно безнравственные, природа которых лишает его права быть воспитателем юных мальчиков и которые, вкупе с его мнимой способностью ощущать появление нечистых мыслей, делает его общество очень опасным для детей.  Правда, как он сам, так и его адвокат заявляли, что он дал обещание не выражать и не воплощать на практике эти воззрения, но отец не склонен доверять обещаниям такого рода» (14).  Г-жа Безант тотчас же подала аппеляцию на это решение суда, и после того как эта аппеляция была отклонена в Мадрасе 29 октября 1913 года, она приняла решение обратиться в английские суды: два её питомца находились в Оксфорде, чтобы закончить там свое образование (странная подготовка к мессианской роли!) (15) и, надлежащим образом вышколенные своим окружением (м-р Арундейл сделался их особым наставником), они заявили, что отказываются возвращаться в Индию (16). На этот раз аппеляция была рассмотрена в Лондоне 5 мая 1914 года юридическим комитетом Суда по гражданским делам (17), и все было оставлено в прежнем состоянии.   Теософисты, естественно, отпраздновали это решение суда как свой триумф, к которому, надо полагать, приложили руку определенные политические силы (мы увидим еще, как на их поддержку пытались опереться уже в Мадрасе), и один из их печатных французских органов написал на эту тему: «Г-жа Анни Безант только что выиграла процесс, который был затеян против нее.  Эта хорошая новость не удивила нас, так как мы ожидали её.  С этого момента наше движение только будет заставлять признавать себя со все более несокрушимой силой» (18). Однако с этого времени об Алсионе стали говорить намного меньше, и кажется, что сейчас о нём вообще молчат. Все эти инциденты, без сомнения, создали неблагоприятный фон для выполнения предназначенной ему миссии, и к тому же его с самого начала благоразумно представляли только как «возглашателя», при этом весьма недвусмысленно намекая на более важную роль, которая будет возложена на него впоследствии: таким образом, оставили для себя достаточно ловко другой выход на случай, если события примут дурной оборот.

        Однако, теософисты  проявили  намного менее благоразумия на процессе в Мадрасе, и некоторые заявления, сделанные под присягой в ходе судебных прений, являются вне всякого сомнения самыми необычными из тех, которые когда-либо были сделаны в зале судебных заседаний: так, например, г-жа Безант заявила под присягой, что она находится в присутствии Высшего Главы Эволюции на земле (планетарного Логоса), что она в полном сознании присутствовала на «посвящении» Кришнамурти в некоем месте на Тибете, что она имеет все основания полагать, что Христос или Господь Майтрея, как его называют на Востоке, будет пользоваться на протяжении нескольких лет, действуя среди людей, телом ученика Кришнамурти, точно также как две тысячи лет назад он пользовался телом ученика Иисуса и что на каком-то собрании в Бенаресе появился Христос и на протяжении нескольких минут «общался»  со своим избранником.  М-р Ледбитер под присягой делал заявления, аналогичные вышеприведенным, утверждая, что он проводил исследования на Марсе и на Меркурии, что он может читать мысли людей, и что много лет назад на него была возложена обязанность некоторыми Сверхчеловеческими Сущностями  искать молодых людей, годных в будущем для духовной деятельности.  Из нескольких заявлений в ходе признательных показаний также узнали, что г-жа Безант и м-р Ледбитер якобы находятся в постоянном контакте с «внутренними Главами» Теософского общества, называемыми Учителями (19). Читая все эти вещи, можно подумать, что это бред,   и понимаешь, почему индусская газета «Poona Mail» написала, что г-жа Безант, дошедшая до того, что заявила м-ру Нарьяньяху, что Ледбитер является «Архатом божественного уровня», «стала виновной в богохульстве» из-за  своих экстравагантных утверждений, которое она осмелилась сделать под присягой.  Эти скандальные истории не могли не породить возмущения в самом Теософском обществе: самый громкий раскол был связан с именем «розенкрейцера» Рудольфа Штайнера, который увлек за собой большинство групп в Германии, Швейцарии и Италии и некоторое количество групп в других странах по всему миру и создал из этих элементов новую независимую организацию, которой он дал название «Антропософское общество». Как следствие этого раскола, официально произошедшего 14 января 1913 года-жа Безант создала новую, намного меньшую по численности немецкую секцию, в которую вошли несколько отделений, оставшихся верными адьярскому руководству, и 7 марта следующего года она назначила  генеральным секретарём этой секции вместо Штейнера д-ра Шлейдена, редактора журнала «Sphinx». Этот последний уже очень давно примкнул к теософистскому движению и с 1884 года удостоился чести получать «осажденные» послания от «Махатм», первое их которых попало к нему в поезде, где он находился в компании Олькотта (20).  Кроме раскола, связанного с именем Штейнера, о котором мы скоро поговорим подробнее, произошло несколько других менее крупных.  Именно таким образом испанская группа «Марк Аврелий» 30 октября 1913 года образовала автономный центр, заявив, что «не состоит более в духовной общности с нынешним президентом, придерживается учения г-жи Блаватской и решительно не одобряет новых тенденций, навязываемых Обществу» (21).

Наконец, возмущенно протестовали некоторые американские теософисты, создавшие «Лигу теософской реформы», которая имела среди своих главных членов д-ра Бака, о котором мы уже говорили.  В манифесте этой лиги, которая имела, своим печатным органом журнал «Divine Life» (Чикаго) и которая кроме того опубликовала серию строго назидательных брошюр, посвященных процессу в Мадрасе, обнаруживаем следующие пассажи: «Предполагается организовать на территории Соединенных Штатов корпорацию теософистов, призванную изменить то положение, в котором сейчас оказалось Теософское общество, президент которого г-жа Анни Безант вместе с м-ром Чарльзом В.  Ледбитером на протяжении всего времени исполнения своих функций наносит самый плачевный ущерб идеалам этого Общества… В противоположность основополагающим принципам Теософии (22) создается новый культ личности президента Общества и под ее покровительством развивается особая религия. Политика г-жи Безант в этом отношении приносит несомненный вред, а ее продолжающееся сотрудничество с м-ром Ледбитером бросает тень на все Общество».   

 

 

Примечания

 

1) Совсем недавно, 26 июля 1921 года, г-жа Безант, прибывшая в Париж, чтобы председательствовать на Теософском конгрессе, вновь выступила с лекцией в большом амфитеатре Сорбонны.  Разве нынешний вице-ректор, г-н Аппелль, который был обязан дать на этот раз необходимое разрешение на это мероприятие и который к тому же сидел на нем в первом ряду, не является также протестантом? См.  на эту тему статью г-на Эжена Тавернье в Libre Parole, 25 июля 1921.

2) The Two Worlds, 20 апреля 1894.

3) В 1913 году вышла другая брошюра, приписываемая Алсиону, под названием «Service dans L'Education».

4) Le Theosophe, 16 июня 1911.

5) В книге «Man : when, how and wither», вышедшей в 1913 году, даются указания на более древние воплощения и даже на «дочеловеческие» существования Алсиона и глав Теософского общества на протяжении «лунной цепи»!

6) L 'Occultisme dans la Nature, p. 158.

7) De Van 25000 avant Jesus-Christ a nos jours, p. 296.

8) H. B.  оf  L.  относили свое происхождение только ко времени за 4320 лет до 1881 года нынешней эры; это было относительно скромно, и еще необходимо добавить, что эти даты относятся к символизму «циклических чисел».

9) Ibid, pp. 288-289

10) Ibid, pp. 295-296.

11) Другая легенда: люди, которые не знакомы с индусским костюмом, воображали, что та манера, в которой был одет Алсион, призвана напомнить традиционный образ Христа. Эта история является, конечно, намного менее неправдоподобной, чем другая, но фактически она также выдумана.

12) Lotus Bleu, 27 апреля 1895.

13) Link,  теософистский орган.

14)  Теософисты не смогут оспорить аутентичность этого текста, так как мы берем его из брошюры «Процесс в Мадрасе» (с. 64), «издания, предназначенного для членов Теософиского общества», в предисловии которого, датированном 15 сентября 1913 года, (с. 13),  м-р Чарльз Блех категорически требует «не распространять эти документы вовне, даже не упоминать эту брошюру вне ограниченного круга наших членов».

15) Самое забавное то, что г-жа Безант перед Верховным судом в Мадрасе решительным образом заявила,  что она направила Кришнамурти  «посещать английский университет, чтобы подготовить его к роли духовного наставника» (Le Proces de Madras, р. 28).

16) Times, 28 января 1914.

17) Daily Mail, 6 мая 1914.

18) Le Theosophe, 16 мая 1914.

19) The Madras Standard, 24 апреля 1913 (статья, подписанная C.  I.  Peacock, написана с целью защитить м-ра Ледбитера).

20) Le Monde Occulte, рр. 332-335.

21) El Liberal (Мадрид), 18 ноября 1913.

22) Намёк на статью устава, которую мы ранее приводили и которая запрещает членам Общества в качестве таковых проповедовать особую религиозную веру.


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100