[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


КРИТИКА ТЕОСОФИЗМА

Из книги: Рене Генон. Теософизм, история одной псевдорелигии. Пер. с французского Андрея Игнатьева

Глава XIX

Герцогиня де Помар

    Странной фигурой была эта леди Кейтнис, герцогиня де Помар, которая о себе говорила, что она католичка,  и кажется, была вполне искренна,  но у которой католичество соседствовало с  «христианской теософией», вдохновленной, главным образом, Беме и Сведенборгом, и также с некоторыми  особыми концепциями, только еще более странными. Для изложения своих идей она написала множество трудов (1). Кроме того, в Париже она издавала журнал под названием «Заря нового дня», «орган эзотерического христианства». Этот журнал был посвящен «логософии», которую она определяла так: «Логософия – это наука о Логосе или Христе, дошедшая до нас в эзотерических учениях мудрецов Индии и  греческих и александрийских философов… Христос или Логос, который составляет основу наших воззрений, это именно не Иисус  как историческая личность (Сын Человеческий), но, скорее, Иисус в  своем божественном аспекте Сына Божия, или Христа. На эту божественность, которую мы полагаем  должной быть целью  наших устремлений,  мы имеем право претендовать, ибо мы все сыновья одного и того же Бога и, следовательно, обладаем божественной природой, и разве нам не предписано стать совершенными, как совершен наш Отец, пребывающий на Небесах? Итак, логософия – это наука о божественном начале в человеке. Она учит нас, как разжечь в себе божественную искру, которую каждый человек заключает в себе  с момента своего появления на свет. Именно благодаря ее развитию   мы уже на этой земле сможем использовать  психические силы, являющиеся сверхчеловеческими, а после нашей физической смерти наш дух соединится с  духом своего божественного Создателя и обретет бессмертие на Небесах». К тому же, здесь господствует концепция  «внутреннего» христианства,  хотя она утверждается менее  категоричным образом, чем у Анны Кингсфорд. Что касается «развития психических сил», которое здесь упоминается,  это подразумевает нечто другое, чем третья из целей Теософского общества, чья реализация является прерогативой  членов «эзотерической секции».

    С 1882 года г-жа де Помар носила титул «президента Теософского общества Запада и Востока». В противоположность тому, что можно было бы подумать, ее Общество не составляло никакой конкуренции Обществу г-жи Блаватской, так как в отличие от него представляло подлинную «эзотерическую секцию», что объясняет сближение, о котором мы ранее упомянули. В мае 1884 года г-жа Блаватская  написала Соловьеву: «На протяжении  двух лет несколько человек встречаются в доме некой герцогини, которая, к тому же еще и леди, и которой нравится называть себя Президентом Теософского общества Запада и Востока. Боже милостивый! Пусть называет себя, как хочет. Она богата и  у нее есть роскошный отель в Париже. Не вызывает возражений, что она может быть полезна» (2). Таким образом, г-жа Блаватская дорожила отношениями с герцогиней де Помар по причине ее богатства, и когда она захотела основать отделение в Париже под названием «Изида», герцогиня де Помар, со своей стороны, посчитала, что сможет воспользоваться этим отделением  как  местом привлечения членов в свою собственную организацию,  которую она собиралась оставить намного более закрытой. Впрочем, хорошим подтверждением отсутствия между ними какого-либо соперничества  служит то, что герцогиня, отвечая чаяньям г-жи Блаватской, снабдила ее деньгами, позволившими ей распространять ее  учение во Франции. Уверяют, что в 1884 году на это дело она предоставила ей сумму в размере двадцать пять тысяч франков (3).

    Однако г-жа де Помар покинула Теософского общество в сентябре 1881 года, жалуясь, что Олькотт «вел себя нетактично в ее отношении» (4). Впрочем, ей суждено было вернуться,  так как она вновь ушла в 1886 году в компании г-жи де Морсье и нескольких других членов парижского отделения   после откровений Соловьева. Несмотря на это, во время проведения в сентябре 1889 года «Конгресса спиритов и спиритуалистов»  (5), на котором ей был предложен пост почетного председателя (6)  и на котором Папюс заявил, что  у нее «имеются немалые заслуги перед  делом спиритуалистов», г-жа Помар не перестала быть «президентом Теософского общества Запада и Востока». Итак, она оказалась тогда  в той же ситуации, что и Анна Кингсфорд с ее «Герметическим обществом», но чуть позже этой даты, а именно в марте 1890 года, г-жа Блаватская основала в Париже независимую «эзотерическую секцию», чьи устав и правила деятельности не были опубликованы, и чьи члены обязаны были связывать себя клятвой беспрекословно исполнять приказы руководства. Тем не менее, верно, что до конца жизни герцогиня сохраняла с Теософским обществом скорее дружеские отношения. Так, в июле 1893 года она написала секретарю парижского отделения письмо, которое  было опубликовано в Lotus Bleu  и в котором можно прочитать следующее: «Какая бы разница во взглядах не отделяла меня от Теософского общества, я очень хочу видеть, что это общество развивается во Франции, зная, что оно может только способствовать  прогрессу идей, которым я посвятила свою жизнь. Но миссия, доверенная мне Тем, которого я называю своим Учителем, Господом Иисусом Христом, забирает все мои силы». Однако она оформила ежегодную подписку в 200 франков и продолжила следующими словами: «Я хочу, чтобы M.S.T (члены Теософского общества)  были уверены в братских чувствах, которые я испытываю по отношению к ним. Если иногда наши пути разнятся, то цель, которую мы преследуем, одна и та же,  и я высказываю самые искренние пожелания тому, чтобы их усилия увенчались успехом». Заметим еще, что 13 июня г-жа де Помар приняла у себя г-жу Безант, которая прочитала лекцию о «странствиях души», и на этом заседании председательствовал полковник Олькотт. 11 июня г-жа Безант прочитала другую лекцию в Институте Руди. Тогда еще не посчитали нужным предоставить  в ее распоряжение аудиторию Сорбонны, как это случится в 1911 году, и как это произошло только что в этом году.

    Герцогиня де Помар умерла  3 ноября 1895 года. Мы приведем следующие строчки из некролога, который майор Курме посвятил ей в Lotus Bleu (стиль мы оставляем без изменений): «Только что оборвалась великая и по-настоящему благородная жизнь, потому что если  герцогиня и не отказывалась наслаждаться богатством, которым ее наделила Карма, она, несомненно, использовала его и на благотворительные  дела всех видов,  перечислять которые и подробно рассказывать о которых можно было бы до бесконечности, также делая доброе дело в интеллектуальной сфере, распространяя, особенно во Франции, своей  второй  родине, потоки «Сознания»… Принадлежа к первому поколению спиритуалистов, герцогиня де Помар была членом Теософского общества со времени его появления в 1876 году, и она являлась близким другом г-жи Блаватской. Она занимала пост президента  французской ветви «Запад и Восток», чье теософское учение, будучи независимым от учения г-жи Блаватской, сохранило преимущественно христианский и даже немного спиритический характер. Мы, конечно, предпочли бы, чтобы она обратилась к знаниям Востока, которые кажутся нам более близкими изначальным источникам, но известно, что у теософистов есть право в своих поисках истины следовать пути, который им больше всего подходит по их природным склонностям».

    По правде говоря, достаточно странными выглядят союз г-жи Блаватской и с ее школой, и утверждение, что у движений, руководимых одной и другой, существует общая цель. Не менее любопытным, возможно, является и то, что герцогиня придала свой организации крайне секретный характер. Вот то, что она написала Артуру Арнулю в письме, которое тот опубликовал в 1890 году по случаю ссоры с Папюсом, и которое он отнес к документам, названным им «строго конфиденциально», хотя оно и было отправлено людям, не являвшимся членами Теософского общества: «Так как Теософское общество Запада и Востока, которым я имею честь руководить, является одним из самых эзотерических и, следовательно, самых секретных, я не понимаю, как полковник Олькотт имел неблагоразумие говорить о нем, ведь я просила его хранить нашу тайну. Наши собрания носят совершенно секретный характер, и нам не позволяется говорить о них кому бы то ни было, помимо нашего сейчас достаточно многочисленного круга, насчитывающего среди своих членов некоторых из самых великих умов Франции, доступ в который можно получить только после посвящений самого высокого уровня и серьезных испытаний. Когда я вам сообщу, что мы получим наши наставления из самых высоких сфер, вы должны понимать, что мы хотим хранить их в самой строгой тайне…». Что представляли собой эти наставления и эти таинственные сообщения, средства получения которых, вероятно, не слишком отличались  от тех,  к которым прибегали обыкновенные спириты,  и в чем заключалась миссия, на обладание которой претендовала г-жа де Помар? В письме, датированном  2 февраля 1892 года,  оригинал которого имеется в нашем распоряжении, она сообщала: «Уважение, которое я испытываю к Марии Стюарт, в меньшей степени относится к воспоминаниям и ее земной личности, нежели к ее вечной небесной индивидуальности (8), которая на протяжении более чем тридцати лет предоставляла мне  многочисленные доказательства своего духовного присутствия (sic) рядом со мной. Эта сущность, бывшая уже такой великой и благородной на земле, продолжила развиваться согласно вечному закону жизни духа, и нынче, обретя  несущую освобождение истину, она переросла многие  свои прежние религиозные убеждения (9). Ее миссия заключается в том, чтобы сегодня дать миру и особенно Франции Истины Нового Дня, которые будут способствовать эволюции расы в направлении более высокой духовности,  и я имела честь быть избранной ею в качестве земного посредника, чтобы помогать ей в этом деле». И далее она еще добавила, что «эта Королева является сегодня Ангелом самых высоких сфер», сфер, которые она также называла «Кругом Христа» и «Кругом Звезды».

    Этот «Новый День», приход которого герцогиня де Помар была, таким образом, призвана провозгласить и подготовить, представлял собой новое откровение, эру, которая должна была сменить христианство, точно также как само христианство пришло на смену  древнему Закону. Одним словом, это «пришествие Святого духа» в гностицизме понимаемого как «божественная женственность» (10). Это также еще появление сыновей и дочерей Бога, но не как единого существа, но как многих: эта более совершенная раса очеловечит землю, которая, как нам известно, уже прошла периоды минерального, растительного и животного развития, и этот последний этап развития заканчивается на наших глазах», и герцогиня уточняет: «Мы можем доподлинно утверждать, что старый мир закончился в 1881 году  и что Господь создал новые небеса и новую землю, и  в 1882 году мы вступим в новую эпоху – эпоху  Божьей Матери» (11). Эти утверждения приводятся в любопытной брошюре, наполненной каббалистическими вычислениями, которая в качестве заглавия имеет только две даты: 1881-1882  и в конце которой можно прочесть следующее: «В то время как я пишу эти строки, 1881 год, последний год старого откровения, стремительно приближается к своему концу, и вот-вот пробьет первый час эпохи небесной Супруги» (12). Можно сказать, что идея коллективного Мессии в той форме, в которой она здесь выражена, представляет собой нечто достаточно странное; она не есть полностью что-то новое, и мы укажем в этом отношении, что в иудаизме встречаются представления, имеющие  тенденцию отождествлять Мессию с самим народом Израиля. Как бы там ни было, именно мессианство в той или иной форме,  кажется, объясняет эту «общность целей», о которой г-же де Помар говорила  в отношении Теософского общества, так как именно более или менее  явное мессианство лежит в основе большинства других «неоспиритуалистических» движений.

    Хотя, как можно заметить, представление о «будущем Мессии» получило свою отчетливую формулировку  лишь на протяжении  последнего десятка лет, тем не менее, верно, что сама Блаватская  уже провозгласила его приход в  следующих словах: «…следующий импульс будет встречен многочисленной и единой группой людей, готовых приветствовать нового факелоносца Истины. Он найдёт умы людей уже готовыми воспринять его послание; готовый язык, позволяющий выразить новые истины, которые он принесёт; и организацию, ждущую его прихода, которая устранит с его пути все чисто механические и материальные препятствия. Подумайте, сколь многое сможет исполнить тот, кому будет предоставлена такая возможность»   (13).

    Вот какова общая цель деятельности г-жи де Помар и г-жи Блаватской, но эта последняя, воздерживаясь, впрочем, благоразумно от того, чтобы  называть точные даты, возможно, сделала такое предсказание наверняка, так как можно предположить, что она доверила своему Обществу тайную миссию  не только для того, чтобы приготовить путь для «Того, кто должен явиться», но еще, чтобы вызвать его появление как раз в момент, который бы показался наиболее благоприятным. Эту миссию г-жа Безант, бывшая секретарь г-жи Блаватской и ее  последняя наперсница, должна была выполнить при помощи своего соратника, бывшего англиканского священника Чарльза В. Ледбитера, который, как кажется, играл возле нее роль, достаточно схожую с той, что Олькотт играл возле основательницы Общества. Только «христианская» оболочка, которая была придана мессианскому движению на пути реализации этой идеи, возможно, не соответствует целиком взглядам г-жи Блаватской, и еще, если принимать во внимание то, о чем мы сказали в предыдущей главе, можно увидеть, что в отношении этого пункта разногласия являются скорее кажущимися, чем реальными. Впрочем, неустойчивый и скользкий характер теософистской псевдодоктрины дает ей возможность меняться самым неожиданным образом, а тем, кто замечает здесь противоречия, отвечают, что они ничего не поняли, как это делают  в подобных случаях защитники бергсоновского интуитивизма.

Примечания:

1) Вот заглавия некоторых из них: Une visite nocturne a Holy-rood; Fragments de Theosophie occulte d'Orient ; La Theosophie chretienne ; La Theosophie bouddhiste ; La Theosophie semitique ; Le Spiritualisme dans la Bible; Interpretation esoterique des Livres sacres ; Revelations d'en haut surla science de la vie ; Vieilles verites sous un nouveau jour; Le Mystere des Siecles; L 'Ouverture des Sceaux; Le Secret du Nouveau Testament.

2) A modem priestess of  lsi's, p. 25.

3) Daily News, 5 ноября 1895.

4) Письмо Соловьева г-же Блаватской, 26 сентября 1884.

5) В данном случае «спиритуалист» означает «оккультист».

6) Председателем на этом конгрессе был Жюль Лермина; другими ешл почетными председателями являлись Шарль Фовети и Эжен Ню.

7) Lotus Bleu, 27 декабря 1895.

8) Термины «личность» и «индивидуальность» приводятся здесь в их теософистском значении, когда их соотношение полностью противоположно тому, которое у них должно быть  в нормальном  положении.

9) Подразумевается католичество?

10) См. Le Secret du Nouveau Testament, pp. 496 – 505: «Сообщение свыше, полученное в Святилище Королевы, в Холируде» и подписанное «посланник королевы Марии».

11) 1881-1882, pp. 49-50.

12) Ibid, p. 85.

13) La Clef de la Theosophie, p. 406.


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100