[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


КРИТИКА ТЕОСОФИЗМА

Из книги: Рене Генон. Теософизм, история одной псевдорелигии. Пер. с французского Андрея Игнатьева

Глава XVII

В Парламенте религий

    В сентябре 1893 года по случаю  Международной выставки в Чикаго в этом городе, среди прочих сборищ всех видов прошел знаменитый «Парламент религий»: все религиозные и полурелигиозные организации мира были приглашены направить туда своих самых авторитетных представителей, чтобы те рассказали о своих верованиях и воззрениях. Эта сугубо американская идея была вброшена несколькими годами ранее. Во Франции самым ярым пропагандистом этого проекта был аббат Виктор Шарбоннель,  который в ту пору часто наведывался в салон герцогини Помар  и который оставит Церковь ради масонства, где с ним, впрочем, приключатся неприятности. Если католики Европы благоразумно воздержались от участия в этом  конгрессе, этого нельзя было сказать об их американских единоверцах, но подавляющее большинство участников составили, что и следовало ожидать,  представители бесчисленных протестантских сект, к которым присоединились прочие, достаточно разнородные элементы. Именно таким образом на этом «Парламенте» оказался Свами Вивекананда, который полностью исказил  индусское учение «Веданты» под предлогом адаптации его к образу мышления западных людей. Если мы упомянули его здесь, то  только потому, что теософисты всегда смотрели на него как на одного из своих союзников, называя его даже «одним из наших старших Братьев» (также они называют и своих «махатм») и «светочем человечества» (1). Псевдорелигия, изобретенная Вивеканандой, имела определенный успех в Америке, где у нее до сих пор имеется, также как и  в Австралии,  определенное количество «миссий» и «храмов». Конечно, она обязана «Веданте» только своим названием, так как не может быть ни малейшей связи между чисто метафизической доктриной и  сентиментальным и «утешающим» морализмом,  отличающимся от протестантских проповедей только использованием несколько специфической терминологии.

    Г-жа Безант также явилась на «Парламент религий», чтобы представлять на нем Теософское общество, которое сумело добиться, что из семнадцати часов, которые продлится конгресс,  два часа целиком будут посвящены изложению его теорий. Надо полагать, что организаторы, выделив его представителям столько времени,  были к нему исключительно благосклонны. Теософисты, конечно, воспользовались этим, чтобы произнести большое количество речей. Джадж и г-жа Безант действовали на нем бок о бок, так как, поскольку раскол между ними не был еще свершившимся делом, разногласия, терзавшие Общество, пытались скрыть, насколько это возможно. Ранее мы видели, что  им это все-таки не удалось. Г-жу Безант сопровождало два достаточно  странных персонажа, Чакраварти и Дхармапала, вместе с которыми она приехала из Англии в Америку  и о которых стоит сказать несколько слов.

    Гьянендра Натх Чакраварти («Babu Chuckerbuthy» Редьярда Киплинга) (2), основатель и секретарь «Йога Самидж» и преподаватель математики в колледже Аллахабада, произнес речь на официальной церемонии открытия «Парламента». Несмотря на свое имя и  то, что он выдавал себя за брахмана, он не был индусом по происхождению, но более или менее «индуизированным» монголом. В декабре 1892 года он пытался установить контакты с английскими спиритами, ссылаясь при этом на связь, якобы существующую между индусской «йогой» и «спиритуалистическими» феноменами. У нас нет здесь желания разбираться, было ли это с его стороны невежеством или ложью, или, возможно, это было  одновременно и то и другое. В любом случае, само собой разумеется,  что связи, о которых шла речь, являются чисто воображаемыми.  Интересно лишь   отметить сходство его попытки  с той, которую г-жа Безант предприняла в 1898 году во время «Спиритуалистического Альянса» в Лондоне. И особенно  примечательно в этом сближении то, что Чакраварти, который, не имея ничего общего с настоящим «йогином», был, по крайней мере, сильным гипнотизером, нашел превосходный «объект» в лице г-жи Безант, и, кажется, вполне установлено, что она достаточно долгое время находилась под их влиянием (3). Именно на этот факт указывал Джадж, когда в послании, адресованном им 3 ноября 1894 года «эзотерическим секциям» Теософского общества (по повелению «Учителя», как он утверждал)  с целью сместить г-жу Безант, он обвинял ее в том, что она «бессознательно стала участником заговора, организованного черными магами, которые постоянно ведут борьбу против белых магов», попутно объявляя Чакраварти «подрывным агентом черных магов». Конечно, не следовало бы придавать большое значение всем этим историям о «черной магии», и следует здесь помнить то, что мы уже прежде говорили об этом, но, остается, тем не менее, фактом, что именно Чакраварти, персонаж очень подозрительный во многих отношениях, на протяжении определенного времени   г-жи Безант.

«Ангакира» Х. Дхармапала (или Дхаммапала) (4),  цейлонский буддист,  был направлен на «Парламент религий» как «светский миссионер» «преосвященством»  Сумангалой представлять Махи-Бодхи Самидж (Общество Великой Мудрости) Коломбо. Рассказывают, что во время своего пребывания в Америке он «отправлял» богослужение  в католический церкви, но, по нашему мнению, это простая легенда,  тем более что   сам Дхармапала представлялся как «мирянин»; может быть, он прочитал там лекцию, что не удивит особо тех, кто знаком с американскими нравами.  Как бы там ни было, он провел несколько лет в поездках по Америке и Европе, читая повсюду лекции о буддизме. В 1897 году  Дхармапала был в Париже, где выступил в Musee Guimet и принял участие в Конгрессе ориенталистов. В последний раз этот персонаж, с которым мы свели знакомство,  заявил о себе письмом, которое он 13 октября 1910 года написал из Калькутты  главе (обозначаемому  просто инициалами Т.К.) тайного американского общества, называемого «Орденом света» (Order of light), которое также именовалось «Великой школой» (Great School) и которое рекрутировало своих приверженцев среди обладателей высокой степени масонства. Одним из самых активных членов этой организации является известный теософист, д-р Дж. Д. Бак,  одновременно принадлежавший к масонству шотландского обряда и также выступавший  на «Парламенте религий». Г-жа Блаватская засвидетельствовала свое  особое почтение этому д-ру Баку, назвав его истинным  филателийцем (5). Приводя отрывок из лекции, произнесенной ею в апреле 1889 года в Чикаго,  она также адресовала ему эту похвальбу: «Не существует теософиста, который бы лучше понимал и лучше выражал сущность теософии, чем наш почтенный друг д-р Бак» (6). Необходимо также сказать, что «Орден света» отличается ярко выраженной антикатолической направленностью. Между тем, в своем письме Дхармапала вовсю нахваливает американских масонов за их усилия «спасти народ от порабощения папским дьяволизмом» (sic) и желает им добиться полного успеха в их борьбе, добавляя, что «духовенство во всех странах и во все времена демонстрировало одно лишь желание, заключающееся в том, чтобы обратить людей в рабское состояние и держать их в невежестве». Спрашивается, получил ли подобный язык одобрение со стороны «Преосвященства буддистской церкви Юга», который вполне претендовал на то,  чтобы возглавлять «духовенство», хотя такового не существовало в идеологии и  организации первоначального буддизма.

    Теософисты были весьма довольны предоставленной    им в Чикаго отличной возможностью вести свою пропаганду, и они дошли даже до того, что заявили, что «настоящий Парламент религий был на самом деле теософским Конгрессом» (7). К тому же, в «неоспиритуалистических» кругах вскоре встал вопрос о подготовке второго  съезда такого же рода, которое должно было состояться в Париже в 1900 году. Более амбициозная идея была выдвинута инженером  из Лиона П. Витте,  который подписывался псевдонимом Амо  и который хотел превратить «Конгресс религий» в «Конгресс человечества», «собравший представителей всех религий, всех спиритуалистов, гуманитариев, искателей и мыслителей всех видов, чья общая цель состоит в прогрессе Человечества в направлении прекраснейшего идеала и  верящих в его достижение» (8). Все религии мира и даже все учения, какой бы характер они не имели, следовало «призвать объединиться на основе общих великих принципов, могущих обеспечить благо Человечества и  подготовить Единство и будущий мир на планете» (9). Теософисты, также как  спириты и оккультисты различных школ, присоединились к этому проекту, чей автор полагал, что он смог примирить эти враждующие, но родственные течения, и это станет прелюдией к «симпатическому сплаву», о котором он мечтал: «В номерах за май 1896 года «Lotus Bleu» и «Initiation», органов, соответственно, теософов и французских мартинистов, - писал он в то время, - вновь с пылом и твердостью заявлялось  об их приверженности идее Конгресса Человечества. Участия представителей этих двух великих  спиритуалистических движений, которые распространены по всей Земле, уже было бы достаточно, чтобы придать Конгрессу жизненную энергию» (10). Однако этого не было достаточно, и  только строилось множество иллюзий: «неоспиритуалисты», раздоры между которыми продолжались, как и в прошлом, не смогли все-таки претендовать на то, чтобы они образовать «торжественное собрание Человечества»:  поскольку он почти никого не заинтересовал, конгресс так и не состоялся в 1900 году. А по поводу г-на Витте мы укажем на еще один курьезный случай: Сен-Ив Альвейдр сказал ему, что «кельтский дух нынче пребывает в Индии», и тогда он пожелал отправиться туда, чтобы убедиться в этом и сел на корабль в сентябре  1895 года, но, едва прибыв, он был охвачен чем-то вроде необъяснимого страха и  поспешил вернуться во Францию, куда  и возвратился, по крайней мере, спустя три месяца после своего отбытия.  Г-н Витте был, по крайней мере, искренним человеком, но этот простой случай показывает, насколько  у него была неуравновешенная психика. Впрочем, оккультисты не были обескуражены провалом их «Конгресса человечества»; дождавшись более благоприятного момента, они образовали нечто вроде постоянного бюро, которое изредка проводило заседания  в почти пустых залах, на которых принимались неопределенные пацифистские и гуманитарные декларации. Феминистки также занимали  некоторое место в этой организации, во главе которой стояли господа Альберт Жуне и Жюльен Герсе. Последний, которого друзья прочили в президенты  будущих «Соединенных Штатов мира», когда они были бы образованы, в 1913 году для начала выставил свою кандидатуру на пост Французской Республики; у этих людей, по истине, не было чувства юмора.

    Однако в Париже состоялось продолжение Чикагского «Парламента религий», но он состоялся лишь в 1913 году под названием  «Конгресса религиозного прогресса» под председательством г-на Бутру, чьи философские взгляды были в некоторой степени отмечены  «неоспиритуалистическим влиянием», хотя в намного меньшей степени, чем у г-на Бергсона. Участниками Конгресса были  почти исключительно протестанты, и, прежде всего, «либеральные протестанты», но немцев было больше, чем англосаксов: также и теософисты, верные г-же Безант, не принимали в нем участие, в то время как на нем выступал г-н Эдуард Шюре,  представитель диссидентской организации  д-ра Рудольфа Штейнера, о котором мы впоследствии поговорим.

 

Примечания

 

1). Lotus Bleu,  27 января 1895.

2) Масонское стихотворение, озаглавленное «Матерь Ложа».

3) Письмо м-ра Томаса Грина, члена «эзотерической секции» Лондона,  опубликованное в газете Light, 12 октября 1895, р. 499; The Path (Нью-Йорк), июнь 1895, р. 99.

4) Первая форма – на санскрите, вторая – на пали.

5) La Clef de la Theosophie, p. 76.

6) Ibid., p. 24.

7) Lotus Bleu,  27октября 1893 и 27 марта 1894.

8) Paix Universelle, 15 сентября 1894.

9) Id, 30 ноября 1894.

10) Paix Universelle, 30 июня 1896.


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100