[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


КРИТИКА ТЕОСОФИЗМА

Из книги: Рене Генон. Теософизм, история одной псевдорелигии.   Пер. с французского Андрея Игнатьева

Глава XV

Молодые годы г-жи Безант

    Анни Вуд родилась в 1847 году  в семье ирландских протестантов. Девушка выросла на мистической литературе. Когда ей было пятнадцать лет, она жила в Париже, и, некоторые утверждали, что в это время она обратилась в католичество, что весьма малоправдоподобно. Возвратившись в Англию в возрасте семнадцати лет, через четыре года она вышла замуж за преподобного Фрэнка Безанта, англиканского священника, от которого имела сына и дочь. Однако, ее экзальтированность вскоре сделала их совместную жизнь невыносимой: ее муж, который, наверное, был очень добрым человеком, обнаружил большое терпение, и именно она стала, в конце концов, инициатором разрыва, забрав с собой двоих детей. Это произошло в 1872 году и, возможно, что с того времени Безант тотчас же стала жить со свободомыслящим Чарльзом Брэдлоу, который вел яростную антирелигиозную кампанию в «National Reformer» и который ей, бывшую до тех пор мистиком, сумел привить свои взгляды. Однако, если верить тому, что она сама рассказывает, она познакомилась с этим человеком лишь некоторое время спустя, когда делала копии в библиотеках, чтобы заработать себе на жизнь. В любом случае, ее муж никогда не осуждал ее за супружескую измену. В это время г-жа Безант работала также с д-ром Эвелингом, зятем Карла Маркса; она изучала анатомию и химию и после трех неудач получила диплом бакалавра наук. Наконец, она стала редактором «National Reformer», где подписывала свои статьи псевдонимом «Ajax». Именно тогда, в 1874 году,  г-жа повсюду начала  читать лекции, проповедуя атеизм и мальтузианство и связывая со своими альтруистическими теориями имена трех великих благодетелей человечества, которыми для нее являлись Иисус, Будда и Мальтус.

    В 1876 году мальтузианская брошюра под заглавием «Плоды философии» была запрещена  как безнравственное издание. Книготорговец из Бристоля был осужден на два года тюремного заключения за ее продажу, в то время  как издатель отделался крупным штрафом. Вскоре Брэдлоу и г-жа Безант сняли место, где  стали продавать запрещенную книгу и даже имели смелость выслать ее экземпляры властям, и в июне 1877 года они, в свою очередь, были привлечены к ответственности. Суд присяжных констатировал, что «данная книга имела своей целью нанести вред общественной нравственности», и, так как обвиняемые проявляли намерение продолжить ее распространение  несмотря ни на что, они были приговорены к суровому наказанию в виде тюрьмы и штрафа. Однако, этот приговор был обжалован из-за недочета в форме, и вскоре они были выпущены на свободу. Тогда Брэдлоу и г-жа Безант основали общество, называемое «Мальтузианской лигой», ставившее своей задачей «организовать активное и пассивное сопротивление  любой попытке остановить  дискуссию по демографической проблеме». 6 июня 1878 года, после того, как еще один книготорговец был осужден за ту же самую деятельность, эта Лига провела в Сент-Джеймс-холле митинг протеста, на котором Брэдлоу и г-жа Безант произнесли пылкие речи (1). И именно на факт  наличия судимости этой последней Папюс будет намекать, когда он  напишет Олькотту 23 августа  1890 года, что он «только что получил доказательства, что некоторые  высшие должности в Теософском обществе доверены членам, которые избежали тюремного заключения, после того  как были осуждены на несколько лет за  оскорбление общественной нравственности», к несчастью, обвинение содержало неточности, позволившие объявить его «лживым и клеветническим».

    Кажется, что касается детей г-жи Безант,  между ней и ее мужем вначале действовало соглашение, но он после событий, о которых мы  только что рассказали, затеял процесс, чтобы забрать право опеки у своей жены. Дело было рассмотрено и перенесено в Аппеляционный суд, и у г-жи Безант забрали ее дочь. При вынесении решения суд основывался на том, что г-жа Безант выставляла напоказ  свои пагубные воззрения и  на факте,  что она пропагандировала «книгу, признанную безнравственным судом присяжных». В сентябре 1894 года, в ходе своего лекционного тура по Австралии, г-жа Безант найдет в Мельбурне свою дочь Мейбел, к тому времени ставшую миссис Скотт (2), которую она сумеет увлечь в теософизм, но которая в 1910 году  порвет с ней и обратится в католичество.

    В сентябре 1880 года в Брюсселе состоялся конгресс свободомыслящих, на котором г-жа Безант заявила, что ее организация в Англии имеет своей цель пропаганду атеизма, республиканизма, гражданского погребения, ликвидацию Палаты пэров и до сих пор действующей системы собственности» (3). И именно ей выпала честь произнести заключительную речь, в которой она яростно обрушилась на религию, и эти ее слова мы привели в начале. В течение того же самого времени она публикует достаточно многочисленные работы, среди которых «Руководство свободомыслящего» в двух томах,  и различные «очерки», чьи заглавия явственно характеризуют устремления и мнения, которые она тогда разделяла (4). В ноябре 1884 года она приветствовала прием Брэдлоу в «Великий Восток Франции» (5); но вскоре события приняли другой оборот: Брэдлоу, став членом парламента, думал лишь о том, чтобы избавиться от г-жи Безант. Между ними пробежала черная кошка, и он забрал у нее руководство своей газетой. Столько неблагодарности к той, которая была «подругой суровых дней», как она сама себя называла,  удивило и возмутило ее. Убеждения г-жи Безант были поколеблены, что доказывает, что, в сущности, они были скорее эмоциональными, нежели по-настоящему осознанными. Позднее она даст единственное объяснение своим прошлым ошибкам: она утверждала, что получала приказы от «Махатм» с того времени (предшествовавшего  основанию Теософского общества), когда она была замужем за преподобным Безантом, и они побудили ее оставить его, чтобы «жить своей жизнью»; оправдание слишком легкое, и этим можно было оправдать худшие заблуждения.

    Именно тогда, когда она растерялась, не зная, куда прислонить голову, г-жа Безант прочитала в 1886 году  «Оккультный мир» Синнетта. И тут она принялась изучать гипнотизм и спиритизм и вместе с Гербертом Бэрлоу знакомиться с психическими феноменами. Затем, по совету У. Т. Стэда,  в ту пору бывшего редактором «Palt Mall Gazelle», издания, с которым она сотрудничала, она стала читать «Тайную доктрину», одновременно решительно порвав с ассоциациями свободомыслящих. Чрезмерное увлечение мистикой снова вернулось к ней, и она начала заниматься самовнушением и  испытывать видения. Именно с таким багажом она встретится с г-жой Блаватской,  магнетическая сила которой сделает все остальное, как мы уже рассказывали об этом, и вскоре, о чем также уже было упомянуто, она станет одним из руководителей британской секции (это произошло в  конце этого же самого 1889 года, когда она действительно стала приверженцем теософизма), а затем, и автономной европейской секции, которая была образована в 1890 году под прямым руководством г-жи Блаватской с Дж. Р.С. Мидом в качестве генерального секретаря.

 

Примечания

1) Мы взяли эти подробности из статьи, опубликованной в Journal des Economists, август 1880. Роль г-жи Безант в пропаганде неомальтузианства также нашла свое отражение, но в  краткой форме, в La Question de la Population Поля Леруа-Болье, p. 299.

2) Lotus Bleu, 27  декабря 1894.

3) Le Frangais, 14 septembre 1880.

4) Un Monde sans Dieu; L 'Evangile de VAtheisme; Pourquoije suis socialiste; L 'Atheisme et saportee morale, etc.

5) Брэдлоу уже ранее, 15 мая 1862 года, просил принять его в ложу  Perseverante Amitie, но ему было отказано; его приняли в ложу Union et Perseveranse Q14 в ноябре 1884 года.


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100