[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


 КРИТИКА ТЕОСОФИЗМА

ДЕТСТВО И МОЛОДЫЕ ГОДЫ

Г-ЖИ БЛАВАТСКОЙ



Из книги: Рене Генон. Теософизм, история одной псевдорелигии. Глава 1.   Пер. с французского Андрея Игнатьева


Елена Петровна Ган родилась в 1831 году в Екатеринославе; она была дочерью полковника Петра Гана и внучкой генерал-лейтенанта Алексея Гана фон Роттенштерна-Гана, происходивший из мекленбургского рода, обосновавшегося в России. Её мать, Елена Фадеева, была дочерью  тайного советника Андрея Фадеева и княгини Елены Долгорукой. Будущая г-жа Блаватская никогда не забывала о своём знатном происхождении, с которым странный контраст производили её неуклюжие и даже грубоватые манеры. С самого детства она отличалась невыносимым поведением, впадая в буйный гнев при малейшем раздражении, что, несмотря на весь её ум, не позволило ей получить последовательное и серьёзное образование; в пятнадцать лет, по выражению самого её друга Олькотта, она «ругалась, как сапожник» и сохраняла эту привычку на протяжении всей своей жизни. В шестнадцать лет её выдали замуж за сорокалетнего генерала Никифора Блаватского; она отправилась со своим мужем в провинцию Эривань, вице-губернатором которой он был, но при первой возможности оставила своего супруга. Утверждали, что генерал умер вскоре после её отъезда, но, по нашему мнению, это не так, и он прожил еще по крайней мере пятнадцать лет, так как г-жа Блаватская заявляла, что снова виделась с ним в Тифлисе в 1863 году и провела с ним несколько дней (1), впрочем,  это не имеет большого значения.

Итак, именно в 1848 гожу началсь необычайная и полная приключений жизнь г-жи Блаватской: путешествуя по Малой Азии со своей подругой графиней Киселевой, она встретила копта (другие утверждают, что он был халдеем) по имени Паолос Метамон, выдававшего себя за мага и бывшего, вероятно, в большей или меньшей степени фокусником (2). Она продолжила свое путешествие в компании этого персонажа, вместе с которым она посетила Грецию и Египет; затем, когда её средства почти были исчерпаны, она возвратилась в Европу, и в 1851 году мы находим её в Лондоне, зарабатывающей на жизнь уроками фортепиано. Её друзья утверждали, что она приехала в этот город вместе со своим отцом, чтобы заниматься музыкой; это явная выдумка, так как в это время она была в ссоре со всей своей семьёй и именно поэтому не осмелилась возвращаться в Россию. В Лондоне она одновременно была вхожа в круги спиритов (3) и революционеров, она была знакома с Мадзини и приблизительно в 1856 году вступила в организацию карбонариев «Молодая Европа».

Ктому самому периоду относится фантастическая история, о которой уместно сказать несколько слов: в Лондон в 1851 году, согласно одним, и в 1854 году, согласно другим, прибыло посольство Непала; г-жа Блаватская позднее утверждала, что среди членов этого посольства она встретила таинственного персонажа, который с самого её детства часто оказывался рядом с ней и всегда приходил ей на помощь в трудных обстоятельствах; её покровитель, который был никем иным, как «махатмой» Морией, якобы тогда сообщил ей о предназначенной ей миссии. Следствием этой встречи якобы было путешествие в Индию и на Тибет, где г-жа Блаватская якобы пробыла три года, на протяжении которых «Учителя» будто бы наставляли её в оккультной науке и помогали ей развивать её психические способности. Так, по крайне мере, гласит версия, излагаемая графиней Вахтмайстер (4), согласно которой после этой поездки г-жа Блаватская направилась в Египет; речь может идти только о втором путешествии, которое она предприняла в эту последнюю страну, о котором мы  поговорим немного позже. С другой стороны, Синнетт утверждал, что «г-жа Блаватская прошла семилетний курс оккультной подготовки в одной из обителей в Гималаях, который увенчал ее самозабвенные занятия оккультизмом на протяжении тридцати пяти-сорока лет»  (Оккультный мир с. 45) (5), и что это произошло почти сразу же после её поездки в Америку; между тем, даже если было так, то поскольку г-жа Блаватской было только сорок два года во время этой поездки, можно было бы заключить, что она должна была бы начать свои «мистические исследования» с самого рождения, если даже и не немного раньше! Правда в том, что её путешествие на Тибет – это только чистая выдумка г-жи Блаватской, и на основании того, что мы только что видели, можно придти к выводу, что рассказы на этот счёт, которые она представляла различным людям, не совпадают друг с другом; об этом она, однако, написала сообщение, чья рукопись находится у г-жи Безант, и когда оказалось, что это путешествие не могло иметь место в указанную дату, г-жа Безант стала утверждать, что это сообщение в действительности не принадлежит г-же Блаватской, так как оно в действительности было написано под диктовку «Махатмы» и что здесь даже почерк не её. Впрочем, то же самое говорили о некоторых частях её работ, и это достаточно удобная манера оправдывать все противоречия, которые в них встречаются. Как бы там ни было, является полностью доказанным, что г-жа Блаватская никогда не была в Индии до 1878 года и что до этого времени и речи не возникало о «Махатмах»; достаточные доказательства этого будут представлены впоследствии.

Приблизительно в 1858 году г-жа Блаватская решила вернуться в Россию, она помирилась со своим отцом и прожила вместе с ним до 1863 года,  после чего возвратилась на Кавказ и встретилась со своим мужем. Немного позже она была в Италии, куда её, должно быть, позвали карбонарии, и в 1866 году  сопровождала Гарибальди в его походах.  Она сражалась в Витербе, а затем в Ментане, где была тяжело ранена и оставлена умирать на поле боя; однако она поправилась и окончательно  выздоровела в Париже. Там она находилась некоторое время под влиянием некоего Виктора Мишаля, гипнотизера и спирита (6), чьё имя иногда искажается в рассказах, относящихся к этой части её жизни: некоторые называли его Марциалом, другие Маршалем (7), путая его с аббатом Маршалем , который также занимался гипнотизмом и психическими исследованиями. Это самый Мишаль, бывший по профессии журналистом, принадлежал к масонерии, также, как и его друг Рваиль, как утверждал Алан Кардек, бывший учитель начальной школы, который стал директором театра Фоли-Мариньи и родоначальником спиритизма во Франции. Именно этот Мишаль помог развить г-же Блаватской её медиумические способности и впоследствии при упоминании о ней он всегда выказывал нечто вроде страха перед «двуликим Янусом», которым она являлась с этого времени, и он достаточно хорошо отдавал себе отчёт касательно очень особых условий, в которых она позднее составляла свои труды. Г-жа Блаватская сама в ту пору являлась спиритом, по крайней мере, она говорила об этом, и она, как это доподлинно известно, выдавала себя за приверженца школы Алана Кардека, от которого она сохранила или заимствовала некоторые идеи, а именно что касается «реинкарнации». Если же мы, как может показаться, ставим под сомнение искренность веры г-жи Блаватской в спиритизм, несмотря на многочисленные утверждения, сделанные ею в период, предшествовавший основанию ею Общества (8), то дело в том, что затем она заявляла, что никогда не была «спиритуалистом» (9)  (как известно в англосаксонских странах это слово часто используется в качестве синонима для слова «спирит»). Итак, позволительно задаться вопросом, в какое время она лгала.

Как бы там ни было, но точно известно, что с 1870 по 1872 гг г-жа Блаватская была профессиональным медиумом в Каире, где она вновь встретила Метамона и где вместе с ним и французами-содержателями гостиницы, супругами Куломб, о которых мы еще поговорим, она основала свой первый «клуб чудес». Вот в каких словах один печатный орган сообщал в ту пору об основании этого клуба: «В Каире (Египет) основано общество спиритуалистов под руководством г-жи Блаватской, русской, которой помогают несколько медиумов. Сеансы проводятся два раза а неделю, по вторникам и пятницам вечером, и допускаются на них только члены клуба. Совместно с обществом предполагается открыть лекционный зал и библиотеку книг по спиритизму и прочей тематике, а также газету под названием «Каирский вестник спиритуалистов», которая будет выходить по 1 и 15 числам каждого месяца». (10). Однако это предприятие потерпело крах, так как спустя небольшое время г-жу Блаватскую уличили в обмане, также как немного позднее это произошло с ней несколько раз в Америке, где она  промышляла тем же самым ремеслом  (11). Подобное вовсе не редкость среди профессиональных медиумов; мы вовсе не хотим этим сказать, что лежащие в основе спиритизма феномены являются выдумкой;  они сами по себе   впрочем,  весьма далеки от той нелепой интерпретации, которую им дают спириты, но в любом случае их часто имитируют мистификаторы и всякий, кто превращает производство этих феноменов в свое ремесло, оказывается в высшей степени под подозрением, потому что, даже если бы он и обладал какими-либо качествами настоящего медиума, его стремление к выгоде подталкивает его к мошенничеству, когда по той или другой причине он оказывается неспособным представить подлинные феномены.

Подобное, несомненно, происходило с большинством известных и пользующихся доброй славой медиумов, как например, со знаменитой Эвзапией Паладино, это же, вероятно, и случилось и с г-жой Блаватской. Будучи разоблачена, она, не медля, оставила Каир и вернулась в Париж, где попыталась жить вместе со своим братом, но, оказавшись не в состоянии поладить с ним, она вскоре уехала в Америку, где двумя годами позже основала своё Теософское общество.

 

Примечания  

1.  письмо Соловьёву, февраль 1886 г.

2.  если полагаться на некоторые полученные нами сведения, которые у нас не было возможности прямо проверить, этот Метамон якобы являлся отцом другого персонажа, который некоторое время стоял во главе «внешнего круга» Н.В. of. L. (тайного общества, о котором у нас еще пойдет речь) и который впоследствии основал новую организацию, весьма отличающуюся от первой.

3.  Именно там она познакомилась с Дангласом Хоумом, медиумом Наполеона III, о котором позже пойдет речь.

4.  Lotus Bleu, 27 июня 1894 ;  см. Reminiscences ofH. P. Blavatsky, ch. VIII.

5.  Le Monde Occulte р.45 во французском переводе Ф.-К. Габори.

6.  родился в Гренобле в 1824, умер в Париже в 1889.

7.  Light, Лондон, 28 августа 1897 и 27 мая 1899.

8.  а именно в своих письмах к А.Н. Аксакову (1874-1875), которые были опубликованы Соловьёвым.

9.  Light, 19 февраля 1881, 11 октября и 11 ноября 1884.

10.      Spiritual Magazine, апрель 1872.

11.      Mind and Matter, Филадельфия, 21 ноября 1880; эта газета разоблачила  на основании доказательств «трюки» г-жи Блаватской.   Доклад, сделанный на конгрессе в Чикагов 1893 году М. Вильямом, который также составил подробный список «заимствований», сделанных г-жой Блаватской для своей книги «Разоблаченная Изида».

 

 


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100