THE BEST OF ШАН ЯН

 

Солдаты Цинь ШихуандиВ те веселые времена, когда «Лимонка» еще не стала «Линдермонкой» - некой смесью «Новой газеты» с «Советской Россией», а была радикальным контркультурным изданием, в ней была такая рубрика “The best of…”, где публиковались высказывания наиболее ярких и интересных мыслителей и политических деятелей, и вообще  замечательных людей.  Мы у себя на НБ-Портале решили возродить эту славную традицию и сегодня представляем Вам подборку из «Книги правителя области Шан» Шан Яна.

Шан Ян (390 – 338 гг. до н. э.) – знаменитый древнекитайский мудрец, основоположник легистской школы, апологет концепции деспотического государства, активно ведущего завоевательные войны. Ниже приводятся цитаты из его произведения Шан цзюнь шу (Книга правителя области Шан), бывшей настольной книгой Председателя Мао и легендарной Банды Четырех:

 

Государство может достичь спокойствия благодаря земледелию и войне, так же как и правитель будет в почете (лишь) благодаря земледелию и войне.

 

Если в государстве есть десять (паразитов): Ши цзин, Шу цзин, ли, добродетель, почитание старых порядков, человеколюбие, бескорыстие, красноречие, острый ум, правитель не сможет найти ни одного человека, которого он смог бы использовать для обороны или (наступательной) войны.

 

Наказания (должны быть) суровы, а ранги знатности – почетны, награды – незначительны, а наказания – вселяющими трепет. Когда ранги знатности почетны, это значит, правитель любит народ; когда наказания вселяют трепет, народ пойдет на смерть за правителя.

 

Люди по своей сути стремятся к порядку, однако действия их порождаю беспорядок. Поэтому там, где людей сурово  наказывают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким (преступлениям) просто неоткуда взяться. Это и называется «наводить порядок еще до того, как вспыхнут беспорядки».

 

Храбрых людей надо награждать тем, к чему они сами стремятся; трусливых следует наказывать тем, что они больше всего ненавидят, - смертью. Тогда трусливый люд, подстрекаемый наказаниями, превратится в храбрый, а храбрый народ, вдохновляемый наградами, будет биться до  смерти.

 

Стремления людей к богатству и знатности угасают лишь тогда, когда захлопывается крышка гроба, и коль скоро путь к богатству и знатности лежит через службу в армии, то люди, услышав о войне, поздравляют друг друга; за работой, на отдыхе или за столом – (всюду) они воспевают войну.

 

В могущественном государстве отец, отправляя на войну сына, старший брат – младшего, а жена – мужа, напутствуют их одинаково: «Не возвращайся без победы!», и добавляют: «Ежели нарушишь закон или ослушаешься приказа, то вместе с тобой погибнем и мы». Когда волостью управляют, как следует, то бежавшему из армии некуда скрыться, а тем, кто захочет переселиться, некуда податься. Для борьбы с дезертирством необходимо разбить воинов на группы из пяти человек, (связанных взаимной ответственностью)…

 

На войне каждые пять человек объединяются в пятки, если один из них будет убит, то обезглавят остальных четырех. Если кто-нибудь в бою отрубит голову врагу, он освобождается от повинностей.

 

ежели войной можно уничтожить войну, то позволительна даже война; если убийством можно уничтожить убийство, то разрешимы даже убийства.

 

Когда народ слаб, - государство сильное, когда государство сильное – народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ.

 

Цит. по Книга правителя области Шан. – Москва: Ладомир, 1993.

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru