[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДУХ ЖОРЖА СОРЕЛЯ
Синдикалистское восстание против современного мира

  Жорж Сорель
Основная идея Сореля заключается в том, человек – это творец, который реализует себя только тогда, когда он творит, а не когда он пассивно воспринимает что-либо или течет по течению. Что бы избежать этой пассивности, он постоянно менял свою политическую позицию: из монархиста-легитимиста он превратился в марксиста, а потом последовательно в бергсонианца, дрейфусара, синдикалиста, революционера, антидрейфусара, поддерживал «Аксьон франсез» и Барреса в 1912 году, восхищался социализмом Муссолини, в 1919 году Лениным, в конце своих дней – Дуче.

 

Нас в Сореле интересует его революционный дух и то влияние, которое он оказал на фашизм. Муссолини считал его своим духовным отцом. Их общими чертами были: насмешливое отношение к либеральной демократии, ярый анти-интеллектуализм, обращение к рациональным силам, призывы к активности, к насилию, к конфликтам как таковым. Сорель  не был фашистом, но его восхищение действием, чувством чести, умением бросать вызов, его глубокая ненависть к демократии и равенству, его презрение к евреям и либералам были не очень далеки, равно как и социализм Прудона, от языка и идей фашизма и национал-социализма. Особенно заметна идеологическая близость Сореля к тому, что было общего романтическим большевизмом и левыми тенденциями фашизма. Никто не был ближе к нему по стилю мысли и ее выражению, чем О.Штрассер в Германии и Деа или Дрие Ла Рошель во Франции.

 

Через десять лет после его смерти (Сорель умер 30 августа 1922 г. )  итальянское правительство, узнав, что его могила заброшена, выразило готовность оплатить установку памятника этому выдающемуся мыслителю. Через некоторое время аналогичное предложение поступило от СССР.

 

Изложим некоторые основные идеи Сореля:

 

1)  Человек стремится, прежде всего, реализовать себя посредством спонтанной, свободной, творческой деятельности, которая возвышает его личность над инертной средой. Человек живет полной жизнью только в своем творчестве и его плодах. Когда он стремится к иному, к власти или спасению, это связано с вырождением его истинной человеческой природы. Сорель ненавидел гедонизм и материализм.    

2)    Парламентская демократия с ее мошенничеством и лицемерием это оскорбление человеческого достоинства, насмешка над подлинным назначением человека. Пи демократии людей обманывают и предают интриганы-политики, безжалостные банкиры, бессовестные дельцы, которые покупают за деньги престиж и власть в мире презренных идиотов и хитрых мошенников, в мире обманутых и обманщиков, живут за счет эксплуатируемых трудящихся в демократической трясине Европы, обалдевшей от гуманизма.

3)     Освободить людей можно только с помощью моральной силы. Для этого должны появится новые люди, не знающие таких чувств, как страх и алчность, люди, воображение и чувства которых не заржавел под влиянием догматиков и не прогнили под влиянием интеллектуалов. Жизнь должна быть полностью освобождена от разлагающего влияния цивилизованного скептицизма и критицизма. Не общие идеи, не убеждения рассудочного происхождения создают человеческие связи, а общая жизнь, совместные усилия. Истинной основой любой ассоциации являются семья, племя, полис, в которых сотрудничество - инстинктивное и спонтанное и не зависти от придуманных норм и договоров. Ассоциации, целью которых является нажива или выгода, основанные на искусственном соглашении, какими обычно бывают политические и экономические ассоциации при капиталистической системе, удушают человеческие чувства, унижают человеческое достоинство и порождают дух оппортунизма, необходимо в условиях конкуренции.

4)     Трудящиеся – единственный подлинно творческий класс в наше время. Пролетарии, которые морально не порабощены соблазнами буржуазной жизни, казались Сорелю героями, обладающими врожденным чувством справедливости и гуманности, морально устойчивыми, невосприимчивыми к софизмам, и казуистике интеллектуалов. Пролетариат казался носителем подлинных ценностей (уважение к труду, к семье, готовность к самопожертвованию, любовь). Глубокая пропасть разделяет моральное достоинство моральное достоинство трудящихся и ценности демократии. Сорель приветствовал любые формы сопротивления оппортунистическим партиям 3й республики и их вождям-демагогам. Но он отвергал гегельянско-марксистскую теорию, которая отождествляла дела и ценности. Сорель верил только в абсолютные моральные ценности.

5)     Только конфликт очищает и укрепляет, ибо он обеспечивает прочное единство и солидарность, тогда как политические партии - нестабильные структуры, вступающие в  оппортунистические коалиции и союзы. Это основной порок демократии.

6)     Изо всех демократических учреждений самыми пагубными являются парламенты, поскольку их деятельность основана на компромиссах, уступках и соглашательстве. Политические комбинации означают смерть любого героизма и, фактически, подлинной морали. Творческие жизненные силы не могут проявить себя в условиях, когда все уступают и слишком вялы, чтобы сопротивляться.

7)     Единственное спасение общества заключается в освобождении производителей (трудящихся). Правы были основатели синдикализма: трудящихся надо защищать от господства специалистов, идеологов и профессоров, от того, что Бакунин (имея в виду Маркса) называл педантокартией. В наши дни этот класс составляют оторванные от корней интеллектуалы и не имеющие отечества евреи, люди, не имеющие ни родины, ни дома, ни родных могил, ни реликвий предков, которые надо защищать от варваров.

8)    В европейской радиальной традиции существует анти-интеллектуально течение, направленное против идей Просвещения, иногда сочетающееся с популизмом, национализмом и идеализацией Средневековья, которое влияет на аграрные, анархистские, антисемитские и другие антилиберальные движения, в одних случаях выступая против социалистов и анархистов, в других заключая союзы с некоторым из них. Сорель, который ненавидел демократию, буржуазную республику и, больше всего, - рационализм и либеральные ценности «интеллигенции», примкнул к этому течению и кончил тем, что порвал со своими союзниками из левого лагеря. Усилились его ксенофобия и враждебность по отношению к тому, что, по его мнению, выходило за пределы традиционной культуры Запада. Сорель крайне резко выступал против радикальных интеллектуалов, особенно евреев, и сблизился с Моррасом и Барресом, единственными людьми, которых он считал независимыми, способными на борьбу и не зараженными республиканской отравой.

9)     Благодаря мифу социализм может превратиться в своего рода социальную поэзию. Идея народа  - доброго, простодушного, самобытного, но несознательного; вечная реальная нация националистов как нечто противоположное ее продажным и трусливым «представителям»; «земля и родные могилы» Барреса - таковы мифы Сореля. Миф о синдикалистской всеобщей забастовке это призыв к полному разрушению омерзительного мира подсчета убытков и прибылей, обращения с человеческими существами и их дарованиями как с товаром или материалом для бюрократических манипуляции. Предстоит великое восстание сынов Света против сынов Тьмы, борцов за свободу против торгашей, интеллектуалов и политиков (жалкой клики главарей капиталистического мира и их наемников, ничтожеств, купленных и поглощенных иерархией, честолюбцев, планирующих развитие общества и стремящихся к власти или высокому социальному положению как справа, так и слева, столпов общества, основанного на коварстве и конкуренции  на удушающем гнете безжалостно совершенной рациональной организации). Только внушая страх капиталистам, трудящиеся потрясти их власть с помощью силы. Функция насилия пролетариата – не агрессия, а справедливость. Насилие это разрывание цепей, начало возрождения.

 

Национал-революционная альтернатива


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100