[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


  ПОЧЕМУ НЕ СУЩЕСТВУЕТ КУЛЬТУРА «ПРАВЫХ»?

Адриано Ромуальди, перевод с испанского Андрея Игнатьева

От Черного Фронта: Для нас данная статья Ромуальди представляет просто познавательный интерес, поскольку  в России нет не только «культуры правых», но и  под «правыми»  принято подразумевать либо последователей Гайдара и Чубайса, либо просто граждан, страдающих различными фобиями на национальной и религиозной почве.

Одной из наиболее повторяющихся тем в наших публикациях и в беседах людей нашего круга является осуждение засилья левых в итальянской культуре. Это осуждение совершается то печальным, то удивленным тоном, как если бы случилось нечто противоестественное, что культура в настоящее время находится под влиянием того направления, в то время как на правом фланге зияет почти полная пустота.

Обычно стремятся объяснить это положение примитивным образом, этот тип объяснений служит для самоуспокоения и позволяет сохранить поверхностный взгляд на вещи. Говорят, например, что культура принадлежит левым, потому что именно там сосредоточено больше денег, издательств, средств пропаганды. И также утверждают, что если бы ветер поменялся, многие «скомпрометированные левизной»  поменяли бы место работы.

Во всем этом есть доля правды. Культура или лучше, отправная точка для того, кто имеет необходимость в культуре, представляют собой также организацию, деньги и пропаганду. Из этого, без сомнения, вытекает, что подавляющее преобладание изданий марксисткой ориентации и коммунистического кино приглашает на работу в том числе и многих, кто в другой среде остался бы нейтральным.

Однако, не следует забывать истинной причины идеологической гегемонии левых.  А  она заключается  в факте, что там, у левых  существуют условия для культуры, существуют единые представления о жизни, материалистические, демократические, гуманистические, прогрессистские. Это видение мира и жизни может приобретать разные оттенки, может становиться радикализмом и коммунизмом, неопросвещенчеством или «сциентизмом» психоаналитического характера, воинствующим марксизмом и позитивным христианством «социальной» природы. Но всегда мы сталкиваемся с единым взглядом на мир, цели истории и общества.

Из этих общих представлений появляется огромное количество очерков, исторических работ и литературных произведений, которые могут быть убогими и упадническими, но которые обладают логикой и внутренней связностью. Эта логика, это связность все  более становятся притягательными для образованных людей.

Для никого нет тайны в том, что большое количество школьных и университетских преподавателей являются марксистами, и распространение марксизма среди сообщества преподавателей-профессионалов идет с впечатляющей быстротой. И среди молодых людей, имеющих привычку читать, позиции левых очевидным образом завоевывают признание. А в среде правых не происходит ничего подобного. Здесь царит тяжелая атмосфера, наполненная консервативностью, привязанностью к дому и буржуазной респектабельностью. Могут читать статьи, в которых просят, чтобы культура больше принимала в расчет «патриотические ценности» или «мораль», и все с живописной путаницей идей и языка.

У левых в совершенстве знают, что хотят. И говорят о национализации электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства, об истории Италии и психоанализе, всегда работают над достижением определенной цели, для распространения определенного образа мышления, определенных представлений о жизни.

У правых двигаются ощупью в неопределенности и идеологическом тумане.

Говорят о патриотическом Рисорджименто» и не принимают во внимание тёмные, демократические и масонские элементы,  сосуществовавшие в Рисорджименто с идеей объединения. Или же делают ставку на национальный меркантилизм и национальный либерализм, которые внесли значительный вклад в дело разрушения европейского порядка.

Или даже говорят о национальном государстве труда и забывают, что, к несчастью, у нас уже есть итальянская республика, основанная на «труде», и что сводить к этим терминам нашу альтернативу означает просто унизиться до уровня попутчиков социал-демократов.

Возможно, образованных людей  у правых не меньше, чем у левых. Если принять во внимание, что большую часть электората правых составляют буржуазные слои, то следовало бы сделать вывод, что среди них есть немало людей, которые получили высшее образование и должны были бы  приобрести определенную «привычку к чтению».

Однако, в то время как человек левых взглядов располагает также элементами культуры левых и читает Маркса, Фрейда и Сальвемини, приверженец правых вряд ли владеет культурным сознанием в духе правых. Он не подозревает о важности Ницше в деле критики цивилизации, никогда не читал какого-либо романа Юнгера или Дриё  Ла Рошеля, не знаком с «Закатом Европы» Шпенглера и совершенно не сомневается, что Французская революция составила выдающуюся страницу в истории человеческого прогресса. В то время как он пребывает в сфере культуры, он  милый либерал и только, может быть, немного националист и патриот.

И только когда он начинает говорить о политике, его можно отличить: он высказывает мнение, что Муссолини был честным человеком и не хотел войны и что фильмы Пазолини «непристойны».

Не нужно слишком много, чтобы дать себе  отчет, что у правых не существуют культуры,  поскольку нет подлинной правой идеологии, аристократического и антидемократического мировоззрения, ценящего качество; связного мировоззрения поверх определенных интересов, ностальгии и какой-либо олеографии.


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100