[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]

 

«ЖИЛ НА СВЕТЕ РЫЦАРЬ БЕДНЫЙ» ИЛИ ПОХВАЛА СВЯТОЙ БЕДНОСТИ

В истории всё повторяется циклично. Некоторые мифы, образы и идеи способны воскресать через века – зачастую изменяясь внешне, но неизменно сохраняя свою древнюю сущность.

Например, идеи коммунизма: Они стары, как само человечество.

Коммунистические общины, как объединения людей на основе равенства, отрицания частной собственности, коллективизации быта существовали всегда. Это и монашеские общины, и тайные союзы; религиозные общества, повстанческие движения, творческие коммуны, и, наконец, кровно-родственные объединения: кланы, племена.

Мотивы их объединения, мифы и образы, ими культивируемые, могли быть совершенно различны, но тип социума, их объединявший, был неизменно одинаков для всех – коммуна.

Соответственно, схожими были и правила, всегда существовавшие внутри подобных объединений — внутренняя этика, поведенческие стереотипы. Да и типы личностей, всегда стремящиеся к участию в подобных союзах, во многом схожи и определяемы.

Что же это за люди, которые от начала истории человечества всегда становились движущей силой всех радикальных философских и религиозных учений, культурных течений?

Определённо это те, кто по рождению принадлежит к жреческой касте, самой первой и древнейшей из всех.

Какие признаки характерны для этих выдающихся личностей?

Может быть, глубокий теоретический ум, особые сверхъестественные дарования или обострённая тяга к власти?

Как правило, нет. Прежде всего – это ярко выраженное стремление личностей, принадлежащих к жреческой касте, подчинить своё индивидуальное эго какой-либо абстрактной идее или концепции: религиозной, политической или просто традиции.

Тяга к вере, способность к ней – вот основные кастовые признаки людей жреческой типологии, как и неизменно присущее им стремление к объединению с себе подобными ради достижения общих идеалов.

Причем рождаться подобные личности могут в совершенно разных слоях общества, как высших, так и низших.

Жрецы всегда жили и живут среди нас. Причем это далеко не только высоколобые интеллектуалы. Порою бедняк и простец, одержимый вдохновением и пророческим даром, способен жреческими дарованиями превзойти легион академических умов и толкователей священных текстов – «Дух дышит, где хочет», как известно.

Особую мощь приобретают объединения людей, принадлежащих к первой касте, когда их энергия веры выплёскивается в народ и приобретает очевидный революционный характер.

В советских учебниках подобные вечные ожидания угнетённых прихода к ним жрецов-революционеров называли смутными коммунистическими чаяниями и уравнительными стремлениями народных масс.

Отличительным признаком подобных жреческо-революционных течений всегда выступала проповедь святой бедности. Именно святая бедность — отличительный знак, можно сказать «штандарт», которое вывешивает любое жреческое объединение, желая привлечь на свою сторону симпатии угнетённых.

Более того — святая бедность, понимаемая, прежде всего как ритуальная (сакральная) аскеза. Отказ ради торжества идеи от благ мира, есть ключевой камень любой жреческой этики.

Это понятие символизирует возвращение в изначальный коммунизм, золотой век — эпоху простоты и братства.

Бедность есть совокупность добродетели. Добровольная бедность — святость. Подобные взгляды сопутствовали всем народам и во все эпохи.

Но настораживает отсутствие подобных представлений о жизни в наше время.

Удивительно, но бедность в нашу эру торжества цивилизации считается синонимом если и не напрямую порока, то явной ущербности.

Ценности современности — власть, престиж, богатство – есть полная антитеза добродетели в том смысле, как её понимали на протяжении столетий. Не является ли это символом некоей глубинной ущербности как раз современной цивилизации.

Наука, техника, уровень потребления прогрессируют, а морально-этические категории всё более деградируют. Прогресс – это лучезарная улыбающаяся маска, скрывающая тлен и разложение лица человечества.

Что можно противопоставить этому упадку?

Проповедь святой бедности — «уравнительных чаяний и коммунистических стремлений». Это хоть и забытое, но уже неоднократно опробованное оружие жреческой касты. Пора пришла вновь откопать этот «топор» духовной войны.

Странствующие монахи, бедные рыцари, бродяги и пилигримы и просто народная босота. Эта древняя армия первой касты никуда не исчезла. Именно её можно двинуть в поход против современной цивилизации.

Поход бедноты в «землю обетованную», туда, «где течёт молоко и мёд» - в эру свободы, равенства и братства.

Может быть, новый цикл великих метаморфоз человечества начнётся с этих идей?

Максим Журкин

 


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100