[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


АРТУР МЁЛЛЕР ВАН ДЕН БРУК

 

Часть 4

 

 

Очевидно, что в этой попытке было много наивного. Находясь в плену у своей концепции, постулирующей солидарность между «молодыми народами», Мёллер не видит, что интересы Соединенных Штатов толкают их отнюдь не на тот путь, на котором он хочет их видеть, и что «молодой» американский народ, к которому он высказывает свои симпатии (но который он никогда не посещал в его собственной стране) имеет много больше общего по историческим и геополитическим основаниям со «старой» Англией, чем с «молодой» Америкой. Попутно он также недооценивает демографический упадок в Германии, также как стремление к господству русских коммунистов. Но благодаря такому видению обстоятельств Мёллер уточняет и углубляет свои прозрения, которые до сих пор были у него еще несколько неопределенными. Он также высказывается по вопросу о демократизации, за «движение к новым историческим формам» (р.45). Мёллер вновь списывает подъем либеральных идей, сторонники которых превозносят только изолированного индивида, пренебрегая при этом интересами всей нации (р.46). Особенно интересное место, где он заявляет, что лучший способ бороться с идеей это изменить ее внутреннее содержание, довести ее до ее предела, пока она не обратится в свою противоположность: «Но мы сможем это сделать, только если мы подвергнем идеи проблематичному изменению. Мы пишем еще раз слово «либерализм»; имея в виду свободу. Мы пишем еще раз слово «демократизм»; имея в виду то же самое, что и народ. Мы пишем аналогичным образом слово «социализм», имея ввиду совершенно другое: государство».

Труд Мёллера увидел свет в самый разгар споров, вызванных изданием первого тома «Заката Европы» Освальда Шпенглера. Это совпадение не стоит оставлять без внимания, потому что во многих отношениях тезисы, развитые Мёллером, явятся в качестве альтернативы, даже «лекарства», по отношению к неизбежному процессу упадка, о котором говорил Шпенглер. В своем предисловии к третьему изданию «Третьего Рейха» (1931) Ганс Шварц напишет: «Мёллер (…) показал Германии, что за ее актуальным политическим кризисом существовала возможность создания новой структуры. И в это время в Германии произошло подлинное возрождение. С тех пор мы не чувствовали себя подвластными закону времени, как фаустовские герои Шпенглера. Напротив, здесь мы занимали устойчивую позицию и за атомизированным состоянием народов открывали новые духовные перспективы. Мёллер нас вдохновил. Так как он достиг славы там, где он искал веру, в то время как Шпенглер достиг его там, где он предчувствовал конец. И понемногу все поколение, еще зачарованное величественными образами, созданными Шпенглером, вставало на сторону ван ден Брука».

В начале 1920 года Шпенглер согласился впрочем на то, чтобы придти и сопоставить свои взгляды со взглядами Мёллера перед членами Июньского клуба (78). Равным образом Мёллер посвятил «Закату Европы», труду, который хорошо был воспринят в младоконсервативных кругах, очерк, который позволил ясно увидеть, что сближает и что различает этих двух людей (79). Очевидно наличие точек соприкосновения между ними: манера в которой они, и один и другой, настаивают на противоположности культуры и цивилизации, важность, которую они придают «пруссачеству» как примеру духа служения (и также как соединению дисциплинированной власти и народной воли), их общий выбор в пользу «немецкого социализма», их отказ от первоначального «биологизма». «И тот, и другой в сущности являются метаисториками, которые стремятся подражая Ницше, выявить стиль, присущий различным историческим периодам», - замечает Фриц Штерн (80). Как и Шпенглер, Мёллер провозглашал примат внешней политики над внутренней. Но различия между их подходами оставались не менее принципиальными. Мёллер не разделял идей Шпенглера по вопроcу всеобщей истории и морфологии культур. Он отвергал какие-либо аналогии между культурами и живыми организмами и не был убежден в существовании этой обширной последовательности культурных циклов, которой Шпенглер придал форму таблицы. Ему не нравился фатализм, которым веяло от Шпенглера и он не верит в неотвратимость смерти культур. Мы уже видели, что Мёллеру принципиально чужда любая форма пессимизма, даже если слово «оптимизм», которое он охотно принимал на свой счет в текстах, написанных им во время молодости, получало у него более только негативное определение в силу его ассоциаций с либеральной идеологией. Совершенно неверно было бы отождествлять «молодые народы», о которых говорил Мёллер, с начальной, творческой фазой развития великих культур в шпенглеровском духе, а «старые народы» считать соответствующими завершающей фазе, на которой культура переходит в цивилизацию. Мёллер подчеркивает, что ни один народ не является ни «молодым», ни «старым» сам по себе. «Молодость» какого-либо народа также не имеет отношения к органической хронологии. Народ можно считать «молодым» или «старым» в зависимости от той манеры, в которой он ведет себя в мире.

«Молодой» народ это народ, который не позволяет включать себя в рамки мирового порядка, так как он полон энтузиазма, воли, бьющей ключом жизненной силы. «Старый» народ, в противоположность, это тот, который считает, что его бытие подошло к концу. Показательно, что даже Барраса Мёллер упрекал в том, что тот основывал свою политическую философию на «земле и покойниках»; он видит в этом «философию истории, характерную для старой нации», у которой нет более другого источника сил, кроме как опираться на традицию, которая отныне не имеет продолжения (81). Порывая с той концепцией истории, которая составляет основу книги Шпенглера, со шпенглеровской манерой видеть в истории «логику судьбы», он вслед за Достоевским утверждает, что история представляет собой прежде всего «знание будущего». Это означает, что судьба не может быть представлена в виде уравнения: «Всегда есть возможность начала (…) История это история того, что не поддается расчету». Поэтому невозможно проводить параллели между историей индивидуума и историей коллектива: каждое событие является уникальным. Мёллер добавляет, что Шпенглер написал свою книгу, думая о победе Германии и именно поэтому он недооценил силу человеческих устремлений. Образу круга, который использовал Шпенглер, Мёллер предпочел образ спирали. Для него всегда существует возможность исторического возрождения, связанная с тем, что история это долгий процесс, и с ясным сознанием общей судьбы. «Всегда происходит возрождение, когда молодой, творческий, способный к культуре и искусству народ вступает в контакт с Древностью и черпает из нее знания», - писал он уже в «Немцах». В прошлом подобные процессы возрождения уже происходили (например,     появление готического стиля начиная с времен «каролингского возрождения»). Это доказывает что в истории присутствует возможность «обратимости» (Anderskehrbarkeit), которая противопоставляется шпенглеровскому закону необратимости (Unumkehrbarkeit) истории.

 

Примечания:

 

74.Cf. Fritz Stern, op. cit., p. 225 (trad. fr. : p. 238).
75.« Die Front der Jungen », in Süddeutsche Monatshefte, octobre 1920, pp. 8-20 ; cf. aussi Moeller van den Bruck, « Die Ideen der Jungen in der Politik », in Der Tag, 26 juillet 1919.
76.Gewissen, 26 janvier 1921.
77 Das Recht der jungen Völker », in Deutsche Rundschau, novembre 1918, pp. 220-235.
78. Вопреки тому, что часто о нем писали, Шпенглер не был членом Клуба. Клеменс фон Клемперер (op.cit., p.109) и Швирскотт (op.cit., pp.134-135), напротив, утверждают, что его туда приглашали.
79.« “Der Untergang des Abendlandes”. Für und wider Spengler », in Deutsche Rundschau, juillet 1920, pp. 14-70 ; texte repris in Das Recht der jungen Völker. Sammlung politischer Aufsätze, hrsg. von Hans Schwarz, Der Nahe Osten, Berlin 1932 (« Die Auseinandersetzung mit Spengler », pp. 9-39).
80. Op. cit., p. 238 (trad. fr. : p. 250).
81.« Antwort an Barrès », in Gewissen, 21 avril 1920 ; texte repris in Das Recht der jungen Völker (1932), op. cit., p. 51.

 

Ален де Бенуа, пер. с французского Андрея Игнатьева

 

(Продолжение следует)



 


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100