[Уголок юного мизантропа] [Apocalypsе now] [Восстание против современного мира]


ЛУЧШЕ БЫТЬ ЛУЗЕРОМ, ЧЕМ ЯППИ

Забей на карьеру, успех и модернизацию!

Андрей Игнатьев (ВКонтакте)

В 2010 году идеолог "креативного класса" Игорь Юргенс, в своей вызвавшей большой резонанс речи, посвященной тому, что население России к модернизации не готово, попутно заявил, что обнадеживает только наличие среднего класса. Действительно, подобное явление имеет место. На общем фоне массы россиян выделяются те, кто сумел встроиться в систему, построенную по принципу «производи – потребляй – сдохни» и на этом основании могут считаться вполне «успешными в жизни». В свое время Фридрих Ницше писал, что «лихорадочность в работе» является «сущностным проклятием Нового Света», и что эта зараза из Америки начинает распространяться и в Европе. Как он замечает, «когда-то все было совершенно иначе, сама работа мучилась угрызениями совести. Человек хорошего происхождения предпочитал скрывать свою работу, если в виллу какой-то необходимости ему приходилось работать». Но в буржуазную эпоху «чистая совесть все чаще и чаще связывается с работой». В наши дни Европа давно уже американизирована, и теперь уже и в нашей стране появилось немало людей, одержимых сугубо кальвинистским комплексом. Речь идет прежде всего об обитателях многочисленных офисов: чиновниках и сотрудниках частных компаний. Когда подобных людей спрашивают, чем они занимаются, то они гордо отвечают: «Я делаю карьеру». Сам великий модернизатор-инноватор Медведев благословил тех, «у кого драйв на карьеру». Но данное слово часто звучит как-то иронически, ибо сделать настоящую карьеру суждено очень немногим, а удел основной массы всю жизнь мыкаться по конторам, переходя из фирмы в фирму, с перспективой к моменту выхода на пенсию дорасти до какого-нибудь первого помощника второго заместителя начальника отдела по сбыту вторсырья.

Входом в этот мирок является заполнение резюме и собеседование, поэтому нынешние газеты пестрят советами, как правильно заполнить резюме и что говорить на собеседовании. Те, кто через это прошел, считаются счастливчиками. Основным занятием «счастливчиков» является сидение за столом с компьютером, перекладывание бумаг, мелкие сплетни и подсиживание коллег. Особенно активно последним занимаются женщины. Этим офисная среда весьма неприятна. Скрасить серые будни можно общением в Интернете и компьютерными играми. В конце недели вечером походы в ночной клуб. Некоторые особенно продвинутые ходят в фитнесс-центр. По праздникам устраиваются так называемые корпоративные вечеринки. Таким вычурным выражением обозначаются традиционные российские пьянки сослуживцев с элементами самодеятельности и (в богатых компаниях) приглашением артистов. Еще одна отрада для офисных рабов: отпуск. В отпуск, как правило, едут в какие-нибудь банальные турцию-грецию-египет. Это, видимо, считается вершиной жизненного успеха, поскольку за подобной поездкой обычно следует вывешивание в Интернете своих фото в одетом виде на фоне достопримечательностей или в полуголом на пляже. Получило распространение даже изготовление поддельных курортных фото. То есть человек никуда не ездил, за то может хвастаться сколько душе угодно. На отдыхе «успешные в жизни» россияне пугают иностранцев своим пьяным свинством и дурными манерами. В итоге самой обсуждаемой темой в блогах становится «Русские опять опозорили свою страну».

Семейная жизнь отличается неустойчивостью и часто протекает по схеме: свадьба – рождение ребенка (или аборт) – развод. Но почему-то все равно любят устраивать пышную свадьбу, с лимузинами. И зачем столько денег тратить, если через пару лет все равно разводиться придется? Размножается данная публика слабо: один, два ребенка, не больше. Входит в моду западная практика «заводить детей» для женщин в том возрасте, в котором раньше становились бабушками. Это считается прогрессивным (сначала карьеру сделать надо!) и теперь с возмущением говорят, что в советское время таких женщина называли «старородящими». Бедное чадо чуть ли не с пеленок заботливые родители стараются «развить», заставляя изучать иностранные языки, танцы, пение и прочее.

Политикой интересуются мало, максимум, на что хватает энергии, написать что-нибудь оппозиционное в блоге в духе «моська лает на слона». Религиозностью тоже не отличаются. Попадаются отдельные типы, увлекающиеся нью-эйдж, шизотерикой, опопсовленными и переделанными под современного обывателя вариантами восточных религий. В основном это женщины, часто с несложившейся личной жизнью. Для таких женщин просветленный учитель Ошо или Сатья Саи Баба оказывается заменителем мужа.

И книг те, что попроще, читают донцову, те, кто считают себя более продвинутыми и современными – всякий окололитературный бред сорокина-пелевина-мураками-коэльо. Нормальный человек такое по собственной воле читать никогда не будет, а вот поддавшись дурной моде, искусственно создаваемой рекламой – пожалуйста.

Следует отметить, что СМИ в основном и ориентируются на вкусы и потребности этого «среднего класса». Пишут прежде всего о том, что связано с обитателями офисов – начиная от уже упомянутых анкет-резюме и собеседований до корпоративных вечеринок и турции-греции-египта. О жизни ученых или гастарбайтеров вряд ли что-нибудь напишут.

Итак, перед нами достаточно овощное существование, человека поработили и одомашнили, и что бы ему не противно было, рассказывают ему сказочки про «карьерный рост». Казалось бы, данная публика должна сама себя стыдиться. Но нет, они не только не стыдятся, но даже гордятся собой и презирают тех, кому не суждено было попасть в их среду, называя их новомодными словечком «лузеры», что по-английски значит «неудачники».

Заслуга появления слова «лузер» в русском языке принадлежит, по-видимому, Эдуарду Лимонову. Он употребляет его в самой начале своей книги «Дневник неудачника, или секретная тетрадь», вышедшей в свет еще тогда, когда не было в нашей стране никаких россиян, офисов, яппи, фитнесс-центров и прочего, что принесла с собой буржуазная эпоха. Эта книга действительно передает мироощущение, симпатии и надежды лузеров. Лично меня приводили в восторг такие строки: «Молодые люди часто ленивы и работать не хотят. Ну, они и правы. Позже их прижмут, заставят. Но были правы. Что в работе хорошего, и чем тут гордиться? "Я работаю, я налоги плачу", - так всю жизнь и подчиняются. Я лично только писать люблю, и то не всегда. А вообще предпочитаю ничего не делать. Размышлять. Чьи-то стихи вспоминать. На солнышке лежать. Мясо есть. Вино пить. Любовью заниматься или революцию устраивать. А писать - иногда. Я не верю, что кто-то действительно любит восемь часов в день, пять дней в неделю печатать на пишущей машинке, или же рубашки для мужчин шить, или же мусор с улиц убирать. Одну рубашку сшить приятно порой, ну, страниц несколько отпечатать тоже возбудительно - ишь, умею, вон как ловко выходит. Но чтоб всю жизнь?! Не верю, и многое меня подтверждает». Здорово, не правда ли? Я вот тоже не верю, чтобы кому-то нравиться в офисе сидеть, «карьеру делать». Или вот: «И я, не моргнув глазом, твердо принял сторону зла - ведьм, упырей, грешников, нацистов, чекистов, Равальяка, убившего Генриха Четвертого, Освальда, убившего Кеннеди, Че Гевары и неудачников, никого не убивших…» А я еще сомалийским пиратам, талибам и жителям страны чучхе сочувствую! Или вот еще, что в грезах видется, словно злое наше торжество: «И город за городом занимают революционные войска неудачников. И солдаты имперской армии, вслушавшись в кровь многих поколений неудачников, текущую в их жилах, - вспоминают о своем рождении, срывают имперские отличия и с восторженными глазами и цветами на шляпах идут к своему родному племени, обнимаются с родными». В то же время отталкивающим в этой книге является назойливый вульгарный эротизм, без него была бы вообще замечательная книга.

А вот я, наверно, с точки зрения «успешных», являюсь не просто лузером, а стопроцентным лузером, просто наилузурейшим лузером. Если бы яппи устраивали в своих офисах пятиминутки ненависти, я бы у них играл роль поносимого воплощения зла. «Успешные» дяди и тети, работающие в «престижных» кампаниях, пугали своих детишек, говоря: «Будешь плохо учиться, ты не пройдешь собеседование и станешь таким же жалким неудачником, как этот…» Когда-то то мне посоветовали прочесть книгу Камю «Посторонний», мол, там про такого, как ты. Я прочел и был разочарован, потому что главный герой оказался вполне «социализированным человеком». Кстати, как заметил Юлиус Эвола, «социальная неадаптированность» - это излюбленное клеймо нынешнего общества для таких, как я.

Но, с одной стороны, «успешность» в буржуазном обществе это ведь не врожденное достоинство. Это в старые-добрые времена граф, пусть он даже на чердаке живет, графом остается. А сейчас любой «успешный» человек может за день попасть в столь им презираемую категорию лузеров: на работе сократят, жена сбежит к другому, ребенок сядет на иглу или станет жертвой педофила (в России за семь лет число педофилов выросло в тридцать три раза!) А с другой, неприязнь яппи к лузерам это что-то от того чувства, которые домашние ослы испытывают, быть может, к вольным антилопам и сайгакам. Когда утром я тихо гуляю по улице и смотрю на этих спешащих и изнывающих в пробках, мучимых сотнями проблем «успешных людей», я испытываю чувство непреодолимого превосходства и обладания какой-то особой лузерской мудростью, могущей даровать душевный покой и равновесие. Когда яппи до обеда борются с голодом, а после обеда, поев какой-нибудь бизнес-ланч из пакетика, борются со сном, я спокойно обедаю, после чего, как и было в положено в славные допетровские обломовские времена, предаюсь сну. «Никто не имеет права лишить меня здорового сна», - таков мой девиз. Я часто испытываю то блаженство, которое яппи могут достичь, разве что наглотавшись таблеток.

Еще по этой теме:

Ален де Бенуа: идеология труда

Труд как зло

(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU