КРОВЬ ПОБЕДИТ МЕЧ

Мое завещание всем мусульманам и обездоленным мира заключается в том, что вы не должны сидеть сложа руки и ждать, пока правители ваших стран и иностранных государств принесут вам в дар свободу и независимость... Аятолла Хомейни

В связи с современной ситуацией вокруг Исламской республики Иран настало время поговорить об этой стране, ее духовном вожде и тех событиях, которые привели к созданию этого государства. Причисленная вашингтонскими стратегами к «оси зла» непокорная страна, заплатившая огромным количеством жизней лучших сыновей за право самостоятельного развития наперекор прихотям иностранных правительств, может многому научить тех, кому не безразлична судьба своей Родины. Многое в судьбах России и Ирана перекликается.

7 января 1989 года в Москву прибыла иранская делегация. Она привезла послание от духовного вождя Иранской революции имама Хомейни генеральному секретарю КПСС Михаилу Горбачеву. Через полгода имама не станет на этой земле. Видя события, происходившие тогда в нашей стране и во всем мире, предчувствуя крах коммунистической системы и связанную с этим трагедию многомиллионной страны Рухолла (это имя означает - дух Аллаха) Хомейни предложил Горбачеву взять в качестве духовного вектора идеи иранской исламской революции. Имам предупреждал, что слепое следование западным моделям приведет к разложению и гибели, утрате независимости и уничтожению страны. В свое время СССР наряду с США, «большим шайтаном», как называют эту страну в Иране, сделал немало, чтобы задушить мусульманскую республику, но по воле Аллаха все эти попытки были тщетны. И вот Хомейни в преддверии смерти попытался предотвратить духовную смерть, готовую пролиться над одной шестой частью суши. Но как мы знаем, предатель и его окружение проигнорировали послание имама. Сам же текст письма был опубликован в 1991 г. газетой «День».

Важно отметить следующее. Ислам проявил себя как, революционная идеология в современном мире именно благодаря деятельности имама Хомейни (1902 – 1989). Без него исламу во многом грозила бы судьба других мировых религий, то есть конформизм, низведение до уровня театральности и обслуги светских правителей. Этому человеку Всевышний Аллах дал свести воедино требования исламской религии и идеи социальной справедливости. Результатом стало появление мощной боевой идеологии, способной дать достойный ответ на торжество материалистической цивилизации Запада.

Здесь нужно отметить также особенности ислама в Иране. Там господствует шиитская ветвь этой религии. Шииты (название происходит от слов «шиат Али – партия Али») всегда являлись оппозиционным направлением в исламе. Они считают, что высшая духовная власть, а в исламе понятия духовного и светского неразделимы, должна принадлежать потомкам двоюродного брата Пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиба, который был единственным продолжателем рода Пророка. Он был женат на дочери Пророка Фатиме. Его сыновьями, и, следовательно, внуками Мухаммеда, были Хасан и Хусейн, павший смертью шахида в бою под Кербелой (Ирак) в 680 г. с превосходящими силами узурпатора Язида. Самого Али отличали безудержная храбрость, незаурядная сила, предельный аскетизм, стремление к социальной справедливости и внимание к нуждам простых людей. Он был вторым мужчиной после Пророка, принявшим ислам, участвовал во всех битвах и походах Пророка, часто выходя на поединки перед строем, от его руки пало множество богатырей кафиров (неверных). Одним словом, это был настоящий рыцарь. Но в результате интриг, поднявшихся после смерти Пророка, он смог стать только четвертым халифом (верховным мусульманским правителем, дословно этот термин означает «заместитель Пророка Мухаммеда»). Его избрание явилось попыткой вернуться к первоначальной чистоте исламской общины, так как после ухода Пророка из этого мира власть, завоеванные богатства и земли развратили мусульманскую верхушку. Наибольшую поддержку Али нашел у населения Ирана. Но в 661 г. во время молитвы в мечети он получил смертельный удар отравленным клинком предателя и скончался в том же возрасте, что и Пророк, то есть в 63 года. Власть захватили узурпаторы из богатого арабского рода Омейя, безжалостно уничтожавшие инакомыслящих. Дальнейшая история шиитов – непрерывные восстания, битвы и мученичество вождей и рядовых бойцов. Вся история шиитов наполнена бескомпромиссной борьбой с несправедливостью и угнетением. В чем-то эта позиция сходна с христианским мученичеством за веру, только здесь сделан куда больший акцент в сторону вооруженной борьбы, джихада. Неслучайно, что именно шииты совершили социальную революцию, коренным образом изменившую устои общества.

Имам Хомейни был сейидом, то есть потомком внука Пророка Хусейна, павшего смертью шахида на поле брани, личности особенно почитаемой у шиитов. Род Пророка в соответствии с Кораном пользуется у мусульман огромным уважением. Отличительным признаком принадлежности к нему в Иране является ношение черной чалмы. Такие люди, как правило, на Востоке являются мусульманскими учеными, хранителями законов ислама. Они окружены почетом, их основной удел - изучение священных книг, религиозные наставления. Правители всегда стараются расположить религиозных ученых к себе, сделать их опорой своих режимов, одаривают привилегиями и наградами. Иными словами, для таких людей всегда существует опасность оказаться далеко от нужд своего народа. Но не таким человеком был Сейид Рухолла Мусави Хомейни, тяжело переживавший судьбу своей родины. Он родился в 1902 году в городе Хомейн. В возрасте 5 месяцев лишился отца, бывшего духовным лидером в своей местности. В 15 лет потерял и мать. С юных лет его отличала тяга к знаниям и исламским наукам. Со временем Хомейни становится одним из ведущих исламских ученых. Получив образование в древнем иранском городе Куме, и обладая степенью моджтахеда (толкователя учения), пишет более 30 томов исследований и комментариев к Священному Корану, преподает в медресе, участвует в религиозных диспутах.

Тем временем политическая история Ирана идет следующим путем. Страна всегда была предметом интереса сверхдержав. Сначала это были царская Россия и Британская колониальная империя. Постоянно вводились окупационные войска, одни марионетки на троне сменяли других. Затем в геополитическую игру на иранском поле включились СССР, США и Великобритания, обозначившие сферы своих интересов. Были введены войска этих держав. Через территорию Ирана шли поставки вооружений и средств для Советского Союза. В 1943 году в Тегеране прошла знаменитая политическая конференция Сталин-Черчилль-Рузвельт. Союзные державы заставили отречься шаха Резу Пехлеви, посадив на трон его сына Мухаммада Резу Пехлеви, полностью ориентированного на Запад. Возросло влияние американцев на внутреннюю политику Ирана. Шаха окружили американские советники, все настойчивее вмешивающиеся в жизнь иранского общества. Именно в сороковые годы Хомейни начал делать первые шаги в политике, призывая студентов медресе в г.Куме активнее отстаивать ценности ислама. Однако позиции тогдашнего высшего шиитского руководства, направленные на уход от конфронтации с властью, пока не давали ему и его сторонникам развернуть масштабную агитацию. Переломным этапом стало следующее десятилетие. Американцы стали наращивать вмешательство во внутреннюю жизнь Ирана, постепенно превращая его в полностью колониальную страну. Действовали они руками шаха Мухаммеда Резы и его окружения. Отдельные попытки патриотических движений ограничить американское влияние, выкачивание из страны ресурсов, прежде всего нефти, пресекались мгновенно и жестоко. У власти оказывается кучка олигархов, люди приближенные к семье шаха, многие из которых имели двойное гражданство. Специальными указами им даруется привилегированное положение в бизнесе. Они монополизируют крупную торговлю, вздувают цены. От их деятельности массово разоряются мелкие торговцы, удушаемые к тому же коррумпированными чиновниками. Растут масштабы казнокрадства и взяточничества. Происходит стремительное падение нравственных ценностей общества. Активно вторгается американская массовая культура, пропагандируемая продажными средствами массовой информации. На фоне обнищания масс появляются все новые бордели и притоны для псевдоэлиты. Все это происходит под вывеской демократии и стремлению к «прогрессу». Даже высшие шиитские лидеры, избегавшие вмешиваться в политику и сдерживавшие Хомейни и его сторонников, начинают чаще выступать против политики шаха. В 1957 г. шах при прямой помощи американцев создает САВАК – политическую охранку для борьбы с инакомыслящими. Агенты этой спецслужбы проходят обучение в США и Израиле. Они разворачивают преследование противников режима. Тем временем Хомейни становится аятоллой, а затем великим аятоллой, что дает ему возможность все громче возвышать свой голос в защиту религии и справедливости. Аятолла дословно означает «знамение Аллаха». Текст священного Корана состоит из аятов, стихотворных строф, которые собраны в суры. Аят - это слово Божье, облаченное в стихотворную форму. У шиитов в их учении есть понятие о «зухур». «Зухур» – это проявление Божественной сущности в человеке. Человек, в котором по воле Аллаха проявляется «зухур», становится Словом Божьим, но явленным не в форме стихотворной строки, а в образе конкретной человеческой личности. Высказывания и призывы такого человека становятся особо весомы для верующих.

К 1962 г. аятолла Хомейни после кончины нескольких старых шиитских лидеров становится наиболее авторитетным лицом среди мусульман Ирана и переходит на позиции открытого противостояния шахскому режиму. Шах, через практически полностью подконтрольный ему парламент решил провести закон, устраняющий исламские нормы из общественной жизни. Хомейни и его соратники повели борьбу против этого закона, в результате чего он не был принят. Все это сопровождалось митингами, публичными выступлениями и активными столкновениями на улицах между молодежью, поддерживающей Хомейни, и хулиганьем, проплаченным шахскими чиновниками. Тайная полиция совершала рейды и арестовывала наиболее активных противников шаха. Еще более жестокая схватка развернулась в начале 1963, когда шах выступил с попыткой проведения референдума, основной целью которого было практически полное устранение ислама из социальной жизни. Все это было закамуфлировано под демократические ценности и преобразования, которые в нищей и беспощадно унижаемой стране привели бы к еще большему закабалению населения. Хомейни призвал бойкотировать референдум. Все попытки к компромиссу имам отвергал в корне. По улицам шли демонстрации сторонников имама. Власть в ответ устраивала на деньги богачей и американцев свои парады. Происходили столкновения. В условиях, когда города были заполнены правительственными войсками и полицией, референдум был проведен с заранее прогнозируемым результатом: чуть ли не 100% в пользу шаха. В ответ Хомейни и духовенство решили провести при огромном количестве своих сторонников публичную траурную церемонию во время мусульманского Нового года, дав возможность мусульманам дать адекватный ответ властям на улицах. В городе Кум, где находился имам, начали стекаться его сторонники. Правительственные войска окружили город кольцом бронетехники и штурмом взяли медресе города, избивая и расстреливая безоружных мусульман. Каратели запрещали медперсоналу больниц Кума оказывать помощь раненым, выкидывали окровавленных людей из палат. В духовных училищах жгли священные книги, студентов бросали в тюрьмы. Имам призывал своих соратников к стойкости во имя веры, напоминал о готовности к испытаниям и борьбе. Несмотря на репрессии, выступления Хомейни находили отклик в душах все большего количества людей. Тогда власти решили заткнуть горло непокорному имаму. В июне 1963 года он был арестован. В ответ вспыхнуло восстание. Люди со всей страны двинулись в Тегеран. Их требованиями были освобождение Хомейни и отмена власти шаха. На подступах к городу им преградили путь шахские войска. Танки били прямой наводкой. Пулеметы расстреливали толпы безоружных людей. Над городом барражировали самолеты. Восстание было жестоко подавлено. Было убито и тяжело ранено до 15000 человек. Многие народные вожаки, возглавлявшие колонны восставших, схвачены охранкой и казнены. Самого имама побоялись тронуть, переведя его для содержания на военную базу под усиленной охраной. Началась массовая кампания за его освобождение, которая в апреле следующего года увенчалась успехом.

Тем временем шахскими властями был принят закон о неподсудности американцев местным иранским законам. В день рождения шаха в октябре 1964 г. имам Хомейни, находившийся под пристальным наблюдением шахской охранки, выступил с речью, в которой резко осудил шаха за принятие таких норм, назвав закон унижающим национальную и религиозную гордость иранцев. Через 10 дней имам был арестован и выслан в Турцию. Так началась 15 летняя ссылка Хомейни. В 1965 г. ему было позволено переехать в Ирак в г.Неджеф, где находится могила халифа Али, почитаемого шиитами. Там имам продолжил работу для осуществления исламской революции. Вокруг него сложился круг единомышленников из ближайших друзей и родственников, который стал координирующим центром борьбы против шахского режима. Имам выступал с обращениями и лекциями, призывая иранцев выступать против продажного правителя, утопавшего в роскоши на фоне нищеты населения и разграбления страны США и Израилем. Эти обращения распространялись в мечетях, которые в большинстве случаев остались неподконтрольны охранке. В Иране шли демонстрации, нередко перераставшие в побоища с властями. Шахский режим отвечал пулями безоружным манифестантам. Враги, раздраженные деятельностью имама, в октябре 1977 г. отравили его старшего сына Мустафу, верного соратника и блестящего ученого ислама. Имам с достоинством пережил потерю сына, не снизив усилий по свержению ненавистного шаха и его продажной клики. Смерть Мустафы вызвала негодование во всех слоях иранского общества. Траурные мероприятия вывели на улицы иранских городов множество людей. Власти не посмели их запретить. В январе 1978 года в иранской газете «Эттелаат» появилась оскорбительная статья, направленная против имама Хомейни. Эта статья была заказана шахом. Он не подозревал, что жить его режиму осталось год. Ответом послужили массовые народные выступления. Люди громили винные магазины и полицейские участки. Но на подступах к главным правительственным учреждениям их встречали войска, обрушивавшие на демонстрантов шквал огня. Поминки по погибшим на третий, седьмой и сороковой день выливались в новые акции протеста и новые столкновения. Группы шахских карателей из САВАК добивали раненых на улицах и похищали людей, которые бесследно исчезали. Все это поднимало людей на месть. Борьба расширялась. Прокламации имама и записи его речей ходили по всей стране. Особенно ожесточенные столкновения происходили в священный месяц рамазан, пришедшийся на июль года. «Аллаху акбар! Смерть шаху!» - кричали на улицах. В ответ раздавались автоматные очереди. В сентябре демонстрации в Тегеране достигали миллиона участников. Их организаторами выступали религиозные лидеры. Девушки в чадрах, которых было много среди демонстрантов, кидали солдатам правительственных войск цветы. «Мы вам цветы, а вы нам пули!» - кричали люди. Власти объявили военное положение. Это не было бархатной революцией. Шахская гвардия, вышколенная американскими и израильскими инструкторами, была беспощадна. В ответ восставшие тоже взялись за оружие. Хомейни призвал к общенациональной политической забастовке. Борьба перешла на новый этап. Отдельные воинские части стали переходить на сторону восставших. Развернулись настоящие сражения. Восставшие испытывали недостаток вооружения, и часто им приходилось идти в бой практически с голыми руками, отбирая оружие у врага. В самом Ираке правящая партия Баас, побуждаемая американской дипломатией, заключает соглашение с министром иностранных дел шахского Ирана и принимает решение выслать имама из своей страны. Бывший в то время вице-президентом Ирака Саддам Хусейн лично отдает приказ окружить дом Хомейни в Неджефе кольцом войск. В начале октября 1978 года имам и его ближайшее окружение были вынуждены покинуть Ирак и переехать во Францию. Это не остановило Хомейни. Он продолжал быть духовным полюсом восстания. Держать связь со своими сторонниками на родине из Франции оказалось даже проще, чем из Ирака.

К восстанию присоединялись все новые политические группы и слои общества. Выходили из тюрем лидеры и активисты антиправительственных политических движений, посаженные шахом, и вели в бой своих сторонников. Коммунистическая партия Туде, либеральная интеллигенция, мусульманские промарксистские группировки (были и такие) и многие другие. Ведущей же силой были сторонники имама. К январю 1979 г. в стране в результате упорных уличных боев сложилось двоевластие. Шах бежал из страны, бросив своих генералов, продолжавших оказывать сопротивление восстанию. К этому их побуждали страх перед возмездием народа и иностранные представители, прежде всего США. В основном же под контролем сил реакции оставались только казармы элитных подразделений шахской гвардии, но там были солидные арсеналы и хорошо укрепленные позиции. Народ выходил на улицу, выражая ликование по поводу бегства шаха. Все ждали приезда Хомейни, приветствовавшего восстание. Однако, обстановка оставалась сложной. Противники революции угрожали сбить самолет имама. 1 февраля 1979 г. имам Хомейни вернулся на родную землю из Франции. В аэропорту его встречали от 4 до 6 миллионов человек. Имам произнес благодарственную речь и направился на кладбище Бехеште Захра, где хоронили мучеников революции. Там он провозгласил назначение нового правительства. В ходе ирано-иракской войны, которая начнется в следующем 1980 году, Бехеште Захра станет крупнейшим в мире некрополем павших. Там будут хоронить бойцов «басидж» (ополчения), практически без оружия остановивших продвижения бронированных иракских колонн Саддама Хусейна, натравленного сверхдержавами на молодую иранскую революцию. 9 февраля шахская гвардия напала на военно-воздушную базу, военнослужащие которой перешли на сторону исламской революции. По призыву имама народ бросился на помощь. Завязались ожесточенные бои между плохо вооруженными толпами восставших и шахскими гвардейцами, поддержанными танками и артиллерией. Сочувствующие восстанию военные выдавали народу оружие из армейских арсеналов, но хватало его далеко не на всех. Многие шли в бой с голыми руками. Орудия били прямой наводкой, пулеметы работали не переставая, но люди с криком «Аллаху Акбар! Хомейни рахбар!», «Аллах Велик! Хомейни вождь!» бросались на казармы ненавистных палачей. Толпы шли по трупам своих товарищей, облепляя танки. Все повторяли слова Хомейни, ставшие девизом восстания: «Кровь победит меч!» За два непрерывных сражения шахская гвардия была разгромлена полностью. В этой борьбе погибло 60 000 человек со стороны восставших. 11 февраля 1979 г. радио и телевидение объявили об окончательной победе Исламской революции. В Иране установилось исламское правление. Иран стал исламской республикой, в которой наравне с мусульманскими праздниками широко отмечают и 1мая – день солидарности и борьбы всех трудящихся против угнетения.

Идрис, ЛИМОНКА № 268

(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU