НБФ – Национал-Большевистский Фронт  Форум  Русский Цезарь  Форум

[О проекте] [НБ-идеология] [НБ против лимоновщины] [НБ-Арт] [Музыка]


 

ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ И ИСКУССТВО ВЛАСТВОВАТЬ. К ТРУДАМ ФРИДРИХА ХИЛЬШЕРА

(Окончание)

 

В подполье в Третьем рейхе

Националисты старого стиля и активисты КПГ по понятным соображениям не могли принять то, что писал Хильшер. Эрнст Никиш отозвался так: «Это, безусловно, не национализм». Альфред Кантрович один из немногих в «Фоссишен Цайтунг» 14 сентября 1931 года оценил то, куда ведет этот путь: «Это ни политика и ни философия, но теология. Отто-Эрнст Шюддекопф очень точно заметил, что существует стремление преодолеть диспропорцию между узким немецким национализмом 19 века и приближающейся глобальной борьбой за власть благодаря радикальному национализму Веймара. Прыжок в царство свободы через идею «райха» немецкого духа, которая не имеет ничего общего с основами немецкого национального государства – национал-социализм в противоположность этому означает только реакцию. Коллективистское мышление и большевистский образ жизни признавались в качестве основополагающей силы. Так можно упразднить старые массовые партии и самого себя обозначить как силу, определяющую будущее рейха.

После захвата власти национал-социалистами Фридрих Хильшер прекратил издание «Рейха», чтобы посвятить себя подпольной работе против гитлеризма. Достаточно точно он определил продолжительность существования «тысячелетнего рейха» в двенадцать лет, в то время как большинство национал-революционеров к этому моменту времени не воспринимали Гитлера всерьез. В то время как личности вроде Шаувекера приспособились к новому порядку, Фридрих Хильшер, братья Юнгеры и Эрнст Никиш остались интеллектуальными лидерами, вокруг которых объединилось национал-революционное подполье. Кружок Хильшера превратился в небольшую подпольную ячейку, членом которой был также бывший адъютант Эрхардта Франц Лидиг. Через Лидига и Августа Виннига группа поддерживала слабые контакты с оппозиционно настроенными военными. Также существовала связь с социал-демократической группой Миррендорффа, Лойшнера, Хаубаха и Райхвайна.

Более крупное духовное значение имело последовавшее после переезда в Потсдам в 1933 году основание Независимой Свободной Церкви в качестве язычески-пантеистического движения на основе индогерманской идеологии: «Я верю во Всемогущего Бога. Я верю в вечных богов. Я верю в рейх». Языческие элементы из немецкой классики и романтики были соединены с еретическим пантеизмом Иоганна Скота Эриугены, Ницше и сохранившимися кельтскими и германскими народными верованиями в очень тяжело воспринимаемую для посторонних единую теологическую систему. Теология НСЦ не была набором неизменных догм, но, как и рейх, заданием, которые следовало динамически развивать.

В 1934 году Хильшер принял участие в изданном Куртом Хорцелем сборнике «Немецкое восстание» и опубликовал поистине пророческий текст: «Первый тезис: вильгельмовское государство проиграло войну, но Германия ее выиграла. Второй тезис: Германия выиграла войну не только потому, что она открыла новые источники внутренней силы, но и благодаря потрясению, охватившему всю Землю и поколебавшему основы существования всех народов. Третий тезис: благодаря потрясению, распространившемуся из Германии, она стала первостепенной страной в грядущей второй мировой войне». Ее предсказывали уже Ницше, Троцкий и Людендорф. «Ясно, что там, где сталкиваются все силы, должна произойти развязка». Борьба будет вестись между империализмом и революцией, между большевизмом и зрелым капитализмом, между Азией и Западом. Германия как страна, находящаяся посередине, стремится к синтезу противоположностей. Как итог, Хильшер требовал создания континентального блока Германия – СССР – Китай.

Почти по-античному изысканная трагедия разыгралась, когда друг и ученик Хильшера Вольфрам Зиверс в 1935 году был назначен административным руководителем близкого к СС культурного общества «Ананербе». Индогерманские и фелькиш представления группы Хильшера об элите полностью совпадали с идеями СС. Если Хильшер замкнулся в башню из слоновой кости, деятельный практик Зиверс пытался воплотить идеи в жизнь и действовал вне всякого контроля. В дополнение административный руководитель приложил свою руку к тому, чтобы вытеснить из «Ананербе» крестьянский охранительный элемент и вместо этого дать больше места идеологии СС с ее воинским духом. Наряду с исследованиями в областях древней истории, фольклора и индоевропеистики большое значение имела попытка СС проникнуть в немецкую высшую школу с целью создания новой науки. В январе 1941 года Зиверс во внутреннем меморандуме изложил цели изучения места жительства, духовной культуры и деяний нордической индогерманской расы: «Главной целью является здесь в Германии посредством культурно-просветительской работы заново пробудить сознание рейха и развить его. Такие памятники, как, например, страсбургский кафедральный собор, пражский кремль, дом Фуггеров на старом варшавском рынке, фламандский суконный зал и сегодня свидетельствуют о былом величии рейха.  Он говорят о его величии на протяжении столетий, когда рейх пребывал в упадке, и в Богемии и Моравии, в Нидерландах, во Фламандии и в Швейцарии чувство принадлежности к рейху было утрачено. Является необходимым только наладить связи, которые никогда не прерывались, чтобы устранить отчуждение посредством церкви, либерализма, франкмасонства и еврейства и облегчить воссоединение людей германской крови в рейхе, который, будучи на протяжении до того времени отчужден сам от себя вследствие господства идеологий интернационального типа, несмотря на это сильнее всего сохранил свой германский характер».

С началом войны Ананербе ввязалась  в разграбление культурных ценностей в оккупированной Европе и в организацию преступных опытов над людьми, что после поражения Германии и привело Зиверса на эшафот. Между тем работа в «Ананербе» начиная с 1937 года позволила Хильшеру путешествовать под видом выполнения научных задач и поддерживать связи с оппозиционерами. 2 сентября 1944 в Марбурге он был арестован из-за своих связей с участниками заговора 20 июля и помещен в берлинскую мужскую тюрьму на Лертерштрассе. Гестапо оставило  без внимания его связи с Францом Лудигом и Гартмутом Плаасом и интересовалось прежде всего контактами с Хаубахом, Рейхвайном и графом фон Шуленбургом. Встревоженный Зиверс добился 19 декабря 1944 года его освобождения. Хильшер должен был в качестве условно-досрочного освобождения проситься на фронт, где он служил в разведотделе, не сделав ни единого выстрела. После краха Третьего рейха Фридрих Хильшер сосредоточился на научной работе и занятиях философией в рамках жизни студенческих союзов и Независимой Свободной Церкви.

«Взгляд в прошлое учит нас необходимости, взгляд в будущее учит нас свободе. Прошлое показывает, что происходило, будущее, что предстоит. Время это ни наш господин и ни наш друг или враг, но время это мы сами как странствующие и подверженные изменениям, и каждый в свою очередь. Итак, кто отменяет время, говорит этим или другим или самому себе и своему собственному заданию. И именно другим, которые таким образом господствуют сегодня, как не следует этого делать, или себе, тому повинуясь.

Второе лежит перед нами вдалеке. И с этим мы связаны, подкапывая корни неправедного господства. Так связаны ли? Да, и у нас есть только выбор или быть скованным совестью и благодаря этому свободным от мира или иметь ни к чему не обязывающую совесть и жить в подчинении у мира.

Также следует констатировать, что свобода или зависимость от мира иного рода, чем скованность  совестью или свобода от нее. Там идет речь о нашей свободе действия, которую мы должны решить защищать или оставить ее, здесь о нашей свободе воли, которой мы себя к тому привязываем или не привязываем, что нам предлагает совесть.

Связанными являются и то, и другое, свобода воли, и свобода действия, только потому, что от второй на долгое или короткое время отказывается тот, кто злоупотребляет первой («Пятьдесят лет среди немцев»).

 

Список использованной литературы:

Peter Bahn: Glaube - Reich - Widerstand. Zum 10. Todestag Friedrich Hielschers, in: wir selbst 1-2/2000

Louis Dupeux: "Nationalbolschewismus" in Deutschland 1919-1933, München 1985

Friedrich Hielscher: Innerlichkeit und Staatskunst, Arminius 26.12.1926
Friedrich Hielscher: Der andere Weg, Arminius 30.01.1927
Friedrich Hielscher: Die Faustische Seele, Arrminius 13.02.1927
Friedrich Hielscher: Die Alten Götter, Arminius 20.02.1927
Friedrich Hielscher: Für die unterdrückten Völker! Arminius 20.03.1927
Friedrich Hielscher: Fünfzig Jahre unter
Deutschen, Hamburg 1954
Friedrich Hielscher:
Das Reich, Berlin 1931

Curt Hotzel: Deutscher Aufstand, Stuttgart 1934
Michael H. Kater: Das "Ahnenerbe" der SS 1935-1945. Ein Beitrag zur Kulturpolitik des Dritten Reiches,
Stuttgart 1974
Markus Josef Klein: Ernst von Salomon. Eine politische Biographie, 1994
Limburg an der Lahn
Susanne Meinl: Nationalsozialisten gegen Hitler. Die nationalrevolutionäre Opposition um Friedrich Wilhelm
Heinz, Berlin 2000
N.N.: Das Innere Reich, in Sturmgeweiht, Ausgabe Sommer 1995
Karl O. Paetel: Versuchung oder Chance? Zur Geschichte des deutschen Nationalbolschewismus, Göttingen 1965
Otto Ernst Schüddekopf: Linke Leute von Rechts. Nationalbolschewismus in Deutschland von 1918-1933,
Stuttgart 1960
Sonnenwacht.
Briefe für Heiden und Ketzer, Ausgabe 12, 2000
Goetz Otto Stoffregen (Hrsg.): Aufstand. Querschnitt durch den revolutionären
Nationalismus, Berlin 1931
ZIRKULAR, Ausgaben 1 bis 3, 2001

 

Рихард Шапке, перевод Андрея Игнатьева


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100