[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


 НАСЛЕДИЕ ЭВОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ ИТАЛИИ

    Когда Юлиус Эвола скончался 11 июня 1974 года, его книги читала большая часть правой молодежи Италии. С первых послевоенных лет традиционалистская мысль Эволы была главной отправной точкой для тех, кто не смирился с  упадком и духовной деградацией страны и всего мира. Как известно, и Эвола часто писал об этом, не только потерпевшие поражение страны утратили часть своей территории,  престиж и международный авторитет, но все европейские страны в считанные годы  потеряли свои колониальные владения и империи (Англия, Франция, Португалия и Испания) и лишились влияния в пользу обоих блоков, западного и восточного: с одной стороны, мира Лас-Вегаса, Кока-Колы и Голливуда, а с другой – коммунистической империи.

    Когда в 1948 году Эвола после пребывания в различных госпиталях в Австрии и Италии возвратился в Рим, он познакомился с группой молодых людей, «которые не позволили себя увлечь в процесс всеобщего упадка» (1). К их числу принадлежали Клементе Грациани (2), Фаусто Джьянфранкези (3), Роберто Мельчионда (4), Дж. А. Спадаро (5), Энцо Эрра (6), Паоло Андриани (7), Рутилио Сермонти и Пино Раути.  Последний в таких словах вспоминает о своем открытии Эволы: «Мы  о нем не знали. Во время фашистского господства у него было мало возможностей публично выступать, хотя его статьи, которые публиковались в «Диораме», были великолепны. Но мы полностью игнорировали культурную жизнь при фашизме. Мы открыли для себя Эволу во время наших многочисленных тюремных заключений. Мы читали «Rivolta contro il mondo moderno», и эта книга имела для нас решающее значение» (8).

    Со всеми этими молодыми людьми Эвола наладил полезные взаимоотношения: она написал для них ((а они в ближайшие годы развили разнообразную политическую и культурную деятельность) (9)) в первые послевоенные годы свои самые значительные политические работы. Это были молодые и культурные правые, тесно связанные с «Movimento Sociale Italiano» (MSI) и, прежде всего,  молодежь из «Ordine Nuovo»: как писал Эвола, ««Ordine Nuovo» полностью воспринял мои идеи» (10). Эта молодежь поддерживала тесные идеологические контакты с Эволой  вплоть до самой смерти мыслителя-традиционалиста.

    В последующие годы также Марио Мерлино (11), Джьянфранко де Турри (12), Гаспаре Каниццо (13), Ренато Дель Понте (14) и, прежде всего, Адриано Ромуальди (15), без сомнения, являвшийся лучшим  культурологическим интерпретатором Эволы (и автором первой его биографии), регулярно навещали Эволу в его квартире в Риме на улице Виа Витторио Эмануэле.

Изобилие инициатив

    Многие итальянские авторы правой ориентации вдохновлялись идеями Эволы. Но он все же оставался одиноким мыслителем в пустыне. Как писал Адриано Ромуальди: «Эвола образовывал необходимую исходную точку для молодых людей, период духовного становления приходился на 1948-1968 гг. в той заброшенной стране, которой являлся правый фланг  в сфере культуры. Пустыня, жизнь в которой была не такой уж плохой: маленьким хищникам нечего было грызть, и голубые скалы впечатляющего вида провожали путника за горизонт. На фоне этого однообразного ландшафта Эвола выделялся специфическим характером своей логики  и кристальным великолепием своего стиля» (16).

    После смерти Эволы его книги и дальше распространялись среди приверженцев правых итальянских движений и, прежде всего, в традиционалистских центрах. Часто эти центры были (и остаются) связанными с политическими  движениями, но не всегда. Если это было не так (и остается не так), то потому, что их члены имеют свой  свободный личный взгляд на политику. Но даже если иногда чтение Эволы  могло означать бегство от политики, то все же не всегда, вопреки мнению Марко Тарки, что книги Эволы содержат  (в политическом отношении) «никчемные мифы».

    В наши дни в Италии существует  немало культурных, политических,  традиционалистских и издательских центров, которые можно связать с идеями Эволы. Само собой разумеется, я не могу назвать все из них,  упомяну лишь некоторые: прежде всего, «Fondazione Julius Evola», который был основан после смерти Эволы. Это культурное объединение  без каких-либо политических связей, занимающееся публикацией книг Эволы и об Эволе и организацией посвященных его учению конференций. Его нынешний президент  - Джьянфранко Де Турри.  С 1998 года фонд выпускает ежегодник «Studi Evoliani». Штаб-квартира его расположена  в книжном магазине «Европа»  в Риме, это же название носит и  одно из крупнейших правых издательств [Fondazione Julius Evola u Europa Libreria Editrice, Via Sebastiano Venerio 74, I-00192, Roma].

    Еще при жизни Эволы Ренато дель Понте основал центр «Studi Evoliani», который имел много филиалов по всему миру.  Хотя итальянский центр больше не существует, некоторые связанные с ним общества еще активны (например, аргентинское). Ренато дель Понте  выпускает периодическое издание, называющееся «Arthos» (это имя Эвола использовал в качестве псевдонима) и придерживающееся  строгой «эволианский ортодоксии» [Arthos,casella postale 60, I-54027 Pontremoli (MS)]. Этот журнал тесно связан с  подробно описанным  Х.Т. Хансеном в его предисловии  к книге «Шаги инициации» (Ansata 1997) традиционалистским  римским движением «Movimento Tradizionalista Romano», к которому принадлежит Associazione  Romania Quirites, C. so Garibaldi 120, I-47100 Forli u Centro Studi Tradizionali ARX, Viale Italia 71, I-98124 Messina.

Католические, мусульманские и языческие эволианцы

    Другой  строго ортодоксальный центр,  который весьма активен и имеет многочисленных членов, это «Raido». Его штаб-квартира находится в Риме, и он выпускает журнал с таким же названием [Raido, Via Scire′ 19, I-00199, Roma].

    С «Raido» связан возникший несколькими годами раньше сицилийский центр «Il cinabro» (еще одно знаковое слово у Эволы, которое он использовал для названия своей автобиографии). У центра есть свой книжный магазин  и выходит ежеквартальный журнал «Heliodromos» [Edizione Il cinabro u Heliodromos, Via Crociferi 54, I-95124 Catania].

    Еще один важный сицилийский журнал – это «Vie della Tradizione». Речь идет о выходящем с 1971 года  под руководством Гаспаре Кониццо  ежеквартальном издании,  которое выступает символическим местом встречи для всех традиционалистских потоков, основывающихся на идеях Эволы: языческого и католического,  мусульманского и гностического, римского и нордического и т.д.

    Среди прочих журналов я бы хотел упомянуть также «Algiza», которым я руковожу с 1995 года, и которое является изданием  «Centro Studi La Runa», объединения традиционалистов, штаб-квартира которого расположена в Северной Италии  поблизости от Генуи  [Centro Studi La Runa u Algiza, Via Ri Alto, 5, I-16043 Chiavari (GE)].

    Достойным упоминания изданием является «Quaderni di Avallon», выпускаемый «Il Gerchio», еще одним традиционалистским издательством,  занимающимся рассылкой книг (это издание является главным рупором эволианцев-католиков) [Il Gerchio u Quaderni  di Avallon, Via Gambalunga 91. I-47900. Rimini].

    Еще одним имеющим правую ориентацию издательским домом является «Edizioni di Ar», который был основан Франко Фредо  более тридцати лет назад. В каталоге этого издательства можно найти книги Эволы, Шпана, Шпенглера, Гюнтера, Генона, Майринка, Боннара, Кодряну, Ромуальди, Дриё Ла Рошеля, Мисимы и Зомбарта   [Edizioni di Ar, журнал издательства Margini  u Libreria  Ar, Largo Dogana Regia, I-84121, Salerno].

    Наконец, я должен назвать еще два  издательских дома: «Edizioni allInsegna del Veltro», которым руководит в Парме проф. Клаудио Мутти (сфера интересов: эзотерика, фольклор, народные обычаи) [Edizioni allInsegna del Veltro, Via Osacca 13, I-43100, Parma] и «Edizioni Barbarossa», чья штаб-квартира расположена в книжном магазине «La bottega del fantastico»  в Милане  и который выпускает ежемесячный национал-революционный  журнал «Orion» [via Plinio 32, I-20129, Milano].

    По моему мнению, традиционалистский мир Италии в эти годы потерял ключ к традиционалистскому посланию Эволы: нечто вроде александрийства скрывает дух этого послания. Только когда мы вновь отыщем этот ключ, мы сможем надеяться, что наша жизнь обретете смысл, в отличие от чистой «академичности». Возможно, он скрыт в индоевропейских корнях  нашей цивилизации, истории и духовности.

Примечания

(1) J. Evola, Il cammino del cinabro, Vanni Scheiwiller, Milano 19722, p. 164.

(2) E. Massagrande, Per ventidue anni compagno di latitanza,  в S. Forte, Clemente Graziani. La vita, le idee, Settimo sigillo, Roma 1997, p. 40.

(3) F. Gianfranceschi, L´influenza di Evola sulla generazione che non ha fatto in tempo a perdere la guerra,  в G. De Turris (cur.), Testimonianze su Evola, Mediterranee, Roma 19852, pp. 130-134.

(4) R. Del Ponte, L´attivitá pubblicistica di Evola negli anni del secondo dopoguerra sino a “Ordine Nuovo”, in Convivium 17 (1994), p. 44.

(5)   Спадаро был первым президентом «Fondazione Julius Evola». См.  его статью La forza interiore, in “Raido”11/12 (1998), pp. I-II.

(6) Энцо Эрра с мая 1950 года был руководителем «Imperium», когда журнал был основан. Для этого «духовного и антисоциалистического» издания Эвола написал «Оrientamenti». (Imperium, Roma 1950). Такие же позиции, что и Imperium, занимал «Centro Studi Ordine Nuovo», основанный в 1954 году Пино Раути, который также являлся редактором «Ordine Nuovo» (чей подзаголовок гласил: «Mensile di politica revoluzionaria», т.е. «ежемесячный журнал революционной политики»), для него Эвола  написал, по крайней мере, одиннадцать статей. Об истории «Ordine Nuovo» см.    Il movimento politico “Ordine Nuovo”. Precisazioni, in Noi 1 (1971), pp. 2-4 e 27-29; C. Graziani, Processo a “Ordine Nuovo”: processo alle idee, Roma 1972, passim; F. Ferraresi, La destra eversiva, in id. (ed.), La destra radicale, Milano 1984, pp. 62-66.  Как пишет Р. дель Понте (L′attivita′ pubblicistica di Evola, cit., p. 49 n. 28): «Не следует путать «Movimento Politico Ordine Nuovo», внепарламентскую группу, которая была основана 21 декабря 1969 года,  с «Centro Politico Ordine Nuovo» [здесь  Дель Понте не точен: «Centro Studi Ordine Nuovo»], которым руководил Раути, и который в ноябре того же года объединился с MSI, хотя второй вел свое происхождение от первого».

(7)   См., напр.; P.Andriani, Cambiare rotta, в «Imperium» II/1 (1951). Согласно проф. Г.А. Спадаро,  Андриани был вторым президентом «Fondazione Julius Evola».

(8)  Высказывание П. Раути в его интервью с М. Брамбилла, опубликованное в Brambilla, Interrogatorio alle destre, Rizzoli, Milano 1995, p. 25.

(9)  Кроме «Imperium», из всех многочисленных националистических, ностальгических, солдатских и фашистских журналов тех лет, следует вспомнить: «Asso di bastoni»,  «Rosso e nero»,  «Rataplan»,  «Il Nationale»,  «Il meridiano dItalia»,  «Rivolta ideale».  

(10) Высказывание Ю. Эволы  в E. Antebi, Ave Lucifer, Calmann Levy, Raris 1970, этот материал недавно был  переведена на итальянский: «Unintervista a Julius Evola, in Heliodromos 6 (1995), p. 20.

(11) M.M. Merlino, Ed il vento racconta, in Raido 11-12 (1998), pp. II-V,  в особенности p. IV.

(12) M. Brambilla (cur.), Interrogatorio alle destre, cit., p. 152.

(13) J. Evola, Lettere 1955-1974 (ed. R. Del Ponte), La Terra degli Avi, Finale Emilia 1995, pp. 95-113  и прежде всего G. Cannizzo, Premessa zu J. Evola, Scritti per Vie della Tradizione 1971-1974, Vie della Tradizione, Palermo 1996, p. 7 und G. Cannizzo, Il consigliere silenzioso,  в G. De Turris (ed.), Testimonianze su Evola, cit., p. 69-71.

(14) J. Evola, Lettere 1955-1974 (cur. R. Del Ponte), cit., p. 155 n. 2.

(15) A. Romualdi, J. Evola: l´uomo e l´opera, cit.  О влиянии  и восприятии Эволы последующими поколениями см. M. Veneziani, Evola e la generazione che non ha fatto in tempo a perdere il Sessantotto, in G. De Turris (ed.), Testimonianze su Evola, cit., pp. 324-331; E. Nistri, Evola e la generazione che non ha fatto in tempo a perdere il Sessantotto, in “Studi evoliani” 1 (1998), pp. 120-131 (Нистри пишет на с 125 о «Gli nomine e le rovine»: «В секциях MSI в начале 70-х годов чтение этого политического рассматривалось, как нечто вроде обряда посвящения, как подтверждение личной ценности члена, как первый шаг к привлечению самых подходящих в культурном отношении активистов»).   die   A. Piscitelli, Evola e la generazione che non ha fatto in tempo a perdere un bel nulla perché ha giá perso tutto, in “Studi Evoliani” 1 (1998), pp. 132-138.  См. также: G. De Turris, Evola e le rovine elettroniche degli Anni Novanta, Einführung zu: J. Evola, Gli uomini e le rovine, Settimo Sigillo, Roma 19904, pp. I-XXXVIII.

(16) A. Romualdi, Idee per una cultura di Destra (1970),  в: id., Una cultura per l´Europa, Settimo Sigillo, Roma 19962, p. 90.

 

Альберто Ломбардо, перевод с немецкого Андрея Игнатьева

 

  Из: «Kshatriya Rundbrief» 9


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100