[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


САЛМАН СЕВЕР: АНАРХО-ИСЛАМ

  Анархизм и Ислам 
Умы всё большей части несогласной молодёжи на Западе – от США до Швеции – захватывают теоретики исламского анархизма, т.н. “анархо-ислама”. И тут Ислам постепенно сливается с очередной парадигмой протеста против современного мира. Остаётся только дивиться тому, как легко анти-эпоха (читай, идеологии сопротивления) любого окраса смыкается с буйной энергетикой Ислама. Мы уже знаем об исламофашизме, исламокоммунизме, “традиционной школе”, исламских музыкальных субкультурах и исламо-экологизме. Теперь пришло время систематизировать информацию об анархо-исламе, тем паче случаи обращения в Ислам молодых анархистов участились. 

Если с анархо-синдикалистом генералом  Муаммаром Каддафи, философом-постмодернистом и безбашенным суфием Хаким Беем мы уже знакомы, равно как с явлением таквакор панк-анархиста Мухаммада Майкла Найта, то о других деятелях анархо-ислама предстоит поговорить впервые.

Наиболее известный сегодня теоретик исламского анархизма – блоггер, писатель и журналист Джулиан Хоар. Этот британец родился в 1963 г., в неполные 17 лет женился, сменил фамилию на Андерсон и очень рано влился в анархистское движение (под влиянием культовой анархо-панк группы “Crass”). К середине 1980-х он дистанцировался от анти-религиозности панк-культуры, сосредоточился на научных исследованиях в части теологии, увлёкся чтением Бакунина, а в 1991-м стал мусульманином под именем Йунус Йакуб Ислам. С этого времени он превратился в мозговой центр анархо-ислама, регулярно вёл колонки в различных печатных и сетевых СМИ, запустил первый анархо-мусульманский сайт “Muslim Anarchist Charter”. Здесь же в 2004-м был опубликован знаменитый “Устав Мусульманского Анархиста”, в котором Ислам предлагался как теоцентричная оппозиция безбожному классовому насилию.

После того, как у его сына диагностировали аутизм, Йакуб плотно занялся вопросами оказания помощи больным людям. В 2001 г. он запустил портал “Tasneem Project”, в котором раскрывал исламскую доктрину социальной справедливости, антиимпериализма и противодействия любым формам угнетения. К этим идеям его подтолкнули политические сочинения Фарида Эсака, сподвижника Нельсона Манделы, южноафриканского мусульманского общественного деятеля, который был связан с “Таблиги Джамаат”.

Йунус испытал сильное влияние суфизма (он и сам поэт) и стал первым автором, который пишет в жанре “мусульманский паропанк”, создавая альтернативные исламские миры прошлого с иллюстрациями средневекового андалузийского картографа Аль-Идриси. Для пропаганды стиля он запустил медиа-проектSteampunk Shariah”.

Другим современным теоретиком исламского анархизма является новообращённый афро-американец Мухаммад Жан Венёз, автор небольшой книги “Анархо-Ислам”, который рассматривает Ислам как подчинение одному лишь Богу, а не искусственным политическим институтам. Но это всё наши современники, а предтечами мусульманского анархизма были совсем другие люди.

Прежде всего, это Изабель Эберхардт (1877-1904 гг.) – швейцарская исследовательница, новеллистка, феминистка и анархистка. Она родилась в семье со смешанными немецко-русско-армянскими корнями; её мать происходила из аристократического лютеранского рода Балтии, а отец – Александр Трофимовский – был священником и анархистом, обратившимся в Ислам. В 1897 г., во время первой своей экспедиции в Северную Африку, Изабель и её мать Натали обе приняли Ислам. В Аннаби мать скончалась и была похоронена под именем Фатимы Манннуби. Дочь же отправилась в путешествие по Алжиру и Тунису. Здесь она принимает посвящение в суфийской орден Кадирийя, в котором её поразил дух справедливости и социального служения беспомощным. В 1901 г. в Марселе она выходит замуж за алжирского солдата Слимане Эхнни. Умерла она во время внезапной бури в пустыне Айн Сефра, оставив после себя ряд бесценных бытописаний Алжира.

Другой предвосхитительницей анархо-ислама стала итальянская анархо-индивидуалистка, поэтесса, представительница футуризма, феминистка и женщина-суфий Леда Рафанелли (1880-1971 гг.). В 1903-м она эмигрировала в египетскую Александрию, где приняла Ислам и изучила арабский язык. По возвращению в Италию она открыла издательский дом “Edizioni Rafanelli-Polli”, где печатала труды мыслителей-анархистов. Так же Рафанелли сотрудничала с передовыми альманахами того времени, организовывала салоны с ведущими футуристами и авангардистами страны, включая Маринетти. После прихода к власти фашистов она заняла решительную антивоенную позицию. В поздние годы она писала книги и публиковала свои арабески в главном анархистском журнале страны “Umanità Nova” (официальном печатном органе Федерации Анархистов Италии). Она была тем, кого относят к редкой когорте “мистических анархистов”, ибо всю свою жизнь Леда воспринимала анархию как божественную идею. Она писала стихи, пропитанные суфийским символизмом, и до конца своих дней практиковала дервишские кружения.

Третим видным предтечей анархо-ислама и тоже суфием был выдающийся французский карикатурист, философ, писатель, художник и востоковед Густав-Анри Жоссо (1866-1951 гг.). Его едкая критика буржуазного миропорядка быстро снискала ему славу первейшего анархиста от искусства, что он подтверждал каждый раз, публикуя свои неповторимые иллюстрации на страницах передовой анти-империалистической печати. После поездки в Тунис в 1896 и 1904 годах он окончательно перебирается в Сиди-Бу-Саид в 1911 году, а в 1913 принимает Ислам под именем sidi Абдулькарим. Десятью годами спустя он сблизится с великим суфийским шейхом Магриба – Ахмадом аль-Аляви – и станет его мюридом в тарикате Алявийя. В своих “Тунисских депешах” Жоссо в этом же году впервые подвергнет яростной критике стагнирующую западную цивилизацию, противопоставив ей святую простоту и естественность Ислама, его доктрину, антиклерикальную организацию и духовные практики. Политическая философия исламо-анархиста Жоссо того времени близка к основным контр-западным трендам эпохи: к Жоржу Дарьену и Жоржу Паланте, а с другой стороны – к Кришнамурти и Рене Генону.

Что же касается наиболее академичных форм сегодняшнего анархо-ислама, то это, конечно д-р Питер Уилсон (он же Хаким Бей), вскормивший не одно поколение анархистов постмодерна. Его основной методологический вклад в мусульманский анархизм – учение о т.н. “пиратской утопии”, анархическое перепрочтение суфийской мысли и вполне конкретная идея “автономных передвижных зон”. Думается нам, что это только начало исламо-анархии

ЖЖ Салмана Севера (malikit): http://malikit.livejournal.com


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100