«ТАСС
УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ» ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Тридцать лет, в июле – августе 1984 г.,
назад на советском телевидении состоялась премьера знаменитого шпионского
сериала «ТАСС уполномочен заявить», снятого по роману Юлиана Семенова. Фильм тут же завоевал большую популярность у
зрителей. Сюжет его вкратце таков: вымышленная африканская страна Нагония
становится ареной геополитического противоборства двух сверхдержав. После
освобождения от колониального режима к власти в ней приходит просоветское
правительство, и в отместку ЦРУ готовит вооруженное вторжение. Руководство КГБ
начинает подозревать, что некто передает американцам секретную информацию по
советским поставкам в Нагонию.
Расследованием этого дела занимается группа чекистов во главе с
генералом Константиновым, которого
играет легендарный советский актер Вячеслав
Тихонов, ранее прославившийся в роли Штирлица. Вскоре появляется зацепка:
из записки, подброшенной в советское посольство в Луисбурге, столице соседнего
с Нагонией государства Тразиланд советские контрразведчики узнают, что
цэрэушникам удалось завербовать некоего советского гражданина. Но кого
конкретно, остается неизвестным, потому что автора записки, эмигранта Ивана
Белого, вскоре убивают. Константинов и его верные помощники Славин и Макаров постепенно сужают круг подозреваемых, пока не устанавливают
личность шпиона. Им оказывается сорокалетний карьерист и любитель красивой жизни Сергей Дубов (агентурная кличка – Трианон), успевший к тому времени отравить свою любовницу Ольгу Винтер, заподозрившую Дубова в
связях с ЦРУ. Попутно чекисты собирают компромат на руководящего подготовкой
операции по перевороту в Нагонии сотрудника ЦРУ Джона Глэбба, который в итоге предстает прямо-таки демонической
личностью: чудовищным интриганом, наркоторговцем и другом неонацистов, в добавок ко всему, отправившим свою жену в психиатрическую
клинику.
Хотя, надо признать, Глэбб и особенно
его боевая подруга, роковая красавица-испанка
Пилар, в чью «медовую ловушку» и угодил во время
своей загранкомандировки Дубов, обладают несомненной долей привлекательности,
этакие Воланд с Маргаритой. Да и сам Дубов личность неординарная – он
оказывается рьяным пропагандистом йоги.
Заметим, что в советских фильмах йогой увлекаются почему-то исключительно
отрицательные персонажи – вспомним в добавок Мюллера из «Семнадцати мгновений
весны», советовавшего Штирлицу йоговскими методами лечить простуду.
Впрочем, йога не спасает Трианона от
провала, однако в время ареста он успевает принять яд.
Тогда чекисты готовят двойника шпиона,
благодаря которому им удается выманить на контакт и задержать
с поличным сотрудника ЦРУ в Москве Лунса,
официально занимавшего должность советника по культуре в посольстве США.
Советская сторона шантажирует американцев тем, что дело получит огласку в СМИ
(отсюда и название фильма), и те вынуждены отказаться от переворота в Нагонии и
попутно отпустить из тюрьмы в Луисбурге Славина, куда тот попадает из-за козней
Глэбба.
Заключительная, очень торжественная
сцена сериала дублирует его начало: черная «Чайка» едет из Кремля к зданию КГБ
на Лубянке.
Вряд ли, конечно, «ТАСС уполномочен
заявить» будет интересен большинству современной российской молодежи: в
основном время действия занимают диалоги и беседы, зачастую очень длинные,
проходящие то в луисбургском отеле, то в штаб-квартире КГБ, участники которых
нередко ссылаются на классическую литературу и даже на Библию, а также часто
вспоминают события Второй
мировой войны и послевоенного времени. Иногда такое общение принимает форму
психологических поединков, например, встреча Славина с Глэббом в тюрьме.
«Экшена», яркого действия, маловато, разве что сцена ареста Дубова (в восьмой
серии) и задержания Лунса (в десятой). Так что редкая птица из нынешних молодых
долетит до середины просмотра этой картины. Кроме того, в наше время, когда
даже бывшие «братские народы СССР» часто смотрят друг на друга как на врагов,
постоянные упоминания «советской помощи Нагонии» или похвала в адрес героя «Он
любит и знает Африку», вряд ли вызовут понимание. Этот фильма явно предназначен
для зрителя другой эпохи, когда и люди были менее эгоистичными, и культурный уровень
несколько повыше.
Но для тех, кому сейчас 35 и старше,
сериал может просто стать «машиной времени», позволяющей вернуться в советское
детство или юность. Перед глазами
возникают реалии советского быта:
«Жигули», радиоприемники, автоматы с газированной водой, будки уличных
телефонов и даже советские персональные компьютеры (в институте, где работает
Ольга Винтер). Интересно посмотреть на
Москву, где на «Шевроле» и «Мерседесах», ездят исключительно сотрудники
иностранных посольств, а пробок не бывает даже в часы-пик.
Важно отметить и то, что фильма был
основан на реальных событиях, и у многих
героев были свои прототипы. Так, прототип Дубова также носил «растительную»
фамилию: Огородник, и он также поддался чарам роковой Пилар…
Так что этот «большой имперский сериал», мощный и величественный, как
гранит Лубянки и здания МИДа, остается памятником своей эпохи.
Андрей Игнатьев
(На главную страницу)
(Стань другом НБ-Портала!)
(Обсудить на форуме)