ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЗОЛОТА

Часть 2

       Цивилизация золота    
Большой соблазн возникает отождествить первое общество данного типа с минойской цивилизацией Крита и шире с крито-микенской культурой.

Действительно, цивилизацию древнего Крита (первую из развитых в Европе), до сих пор ещё неразгаданную и загадочную, многие учёные считают колыбелью античной, а значит и современной европейской цивилизации. До сих пор не расшифрована полностью письменность критян, спорными также являются этнические и культурные истоки данной цивилизации.

Логично предположить, что древний Крит, неразрывно связанный с морем, а значит с торговлей, являлся предтечей античной культуры, и его, следовательно, можно отнести к первой в истории формации собственников. Много фактов говорит в эту пользу.

Во-первых, сами греки называли империю Крита талоссократией – «властью моря». Именно мореплавание наиболее благоприятно для торговой деятельности.

Во-вторых, прослеживаются обширные торговые связи критской культуры со всем Средиземноморьем, особенно с Древним Египтом. На египетских фресках критяне часто изображались в виде послов, приносящих дары фараонам.

В-третьих, древний миф о Тезее, убившем Минотавра, живущего в Лабиринте критского царя Миноса, даёт нам сведения о том, что критяне вывозили с материковой Греции рабов в виде дани. Именно в таком качестве им нужны были афинские юноши и девушки. Вот вам и следы развитого рабовладения, свойственного цивилизации собственников.

Косвенно данные о развитой торговле подтверждает археология. При раскопках одного из критских дворцов была найдены остатки мастерской по изготовлению колесниц. Но проблема в том, что ландшафт острова очень горист и в большей своей части абсолютно не пригоден для езды на колесницах. Возникает вопрос: для чего их делали?

Вариант – только на экспорт, скорее всего в Египет, с которым у критян были особо прочные торговые связи. Вот вам и следы товарного производства.

Стало быть, древний Крит можно отнести к торговой цивилизации – формации собственников а, следовательно и микенскую культуру материковой Греции, во многом дочернюю Криту. Не зря же ахейцев называли – народами моря.

Но определённо в этой схеме не всё гладко. Есть поводы для некоторого сомнения.

Попробуем, взглянут на социальное устройство острова под другим углом зрения.

Прежде всего, древний Крит известен своими грандиозными дворцовыми комплексами. Крупные поселения острова существовали в виде больших зданий, вмещавших в себя ряд помещений совершенно разного назначения – культовые и церемониальные залы, жилые помещения, хозяйственные постройки, мастерские и кладовые. Все эти помещения располагались под крышей одного грандиозного сооружения, разраставшегося как грибница с течением веков. Наиболее известен дворец города Кносса, связываемый мифами с легендарным царём острова – Миносом. Предание сохранило воспоминание о подобных дворцах в виде легенды о Лабиринте – здании с множеством запутанных коридоров и залов, из которых человек без посторонней помощи не может выбраться. Чужак обречен там блуждать, пока не погибнет в лапах Минотавра – монстра с телом человека и головой быка, чудовищного сына царя Миноса, которого тот кормит человеческими жертвами.

Помимо Кносса, подобные дворцовые комплексы найдены. и в других пунктах острова– Фесте, Малии, Закро.

Очевидно, что подобные сооружения дворцового типа абсолютно не напоминают торговые фактории свободных граждан. Более походят они на поселения, которые создаёт каста воинов - замки и укреплённые городища, внутри которых концентрировались хозяйственные помещения и мастерские, для снабжения жителей поселения всем необходимым. Подобная система подразумевает централизованное управление царским хозяйством, со всеми его атрибутами – зависимым населением, живущим вокруг дворца, прослойкой бюрократии ведающей учётом и распределением, наличием дворцовых рабов, как особого сословия лишенных имущества живущих и работающих при большом хозяйстве.

Стало быть, древний Крит походит более на классическую восточную деспотию - цивилизацию касты воинов, военно-бюрократическую систему, подобную другим культурам древнего Востока.

Но факты опровергают и эту теорию. Минойская цивилизация выделяется своей яркой и самобытной культурой. Многочисленные фрески и росписи, дошедшие до нас благодаря археологии, дают нам представление об искусстве древних критян.

Помимо невероятного эстетизма, лиризма и пластичности это искусство потрясающе миролюбиво. Невероятной красоты изображения природы, цветов, морских обитателей, изящных и стройных человеческих фигур дают представления об очень высокой технике художественного мастерства, достигнутой мастерами острова. Но главное, – какие сцены изображают эти фрески?

Искусство других древних цивилизаций Востока, чаще всего прославляет власть государства, а стало быть, касты воинов. Сцены войны, царской охоты, вереницы послов других народов и данников, пышные придворные церемонии и казнь врагов – вот главный его мотив.

Ничего этого нет в искусстве Минойской цивилизации: сцены насилия, изображения воинов и оружия отсутствуют. Основной мотив изображений – культовый. Взгляду зрителя представлены многочисленные религиозные церемонии – процессии с цветами и плодами (праздник урожая) в сопровождении жрецов, мужские и женские божества, а так же «тавромахия» – спортивные игры с быком, одним из главных божеств острова, носящие явно культовый характер. Да и сами дворцы вовсе не напоминают укреплённые замки. Они абсолютно лишены каких-бы то ни было оборонительных сооружений. Стало быть, обитателям дворцов никогда никто не угрожал – они не боялись восстаний покорённого населения и нападений из соседних дворцов. Это вовсе не крепости – поселения касты воинов.

Всё говорит о том, что это города – храмы, культовые центры острова, с сопутствующим им, как правило, храмовым хозяйством. Да и греческий миф о Тезее подтверждает это предположение. Лабиринт, в котором царь Минос приносит человеческие жертвы Минотавру, более всего напоминает храм с культом зооморфного божества – быка, следов поклонения которому на острове сохранилось столь много. Да и собственно дань афинян критскому царю вовсе не похожа на классический захват рабов. Миносу должны были присылать знатных юношей и девушек для жертвы Минотавру. Хотя не факт, что именно для человеческих приношений. Это напоминает скорее институт заложничества – дети знати подчинённый народов присылались на остров в знак подчинения. Естественно они жили при храме, возможно, посвящались в жрецы, то есть символически приносили свою жизнь в жертву богу быку, а не буквально.

Стало быть, царя Миноса вряд ли можно отождествить с классическим восточным деспотом, венчающим своей обожествляемой персоной громадную военно-бюрократическую машину. Здесь перед нами предстаёт уже знакомая нам по культурам многих древнейших народов фигура царя-жреца, или просто верховного жреца - живого бога, олицетворявшего своей персоной весь народ и бывшего символом его процветания и благополучия. Подобный царь жрец порою бывает, похож на восточного деспота, поскольку те тоже любили украшать себя ритуальными титулами и обожествлять свои персоны. Но коренное отличие царя-жреца заключается в том, что его власть имеет фундамент не в виде государственной машины принуждения, как у владык касты воинов, а базируется сугубо на жреческой форме господства – духовной власти и силы многовековой традиции. Царя-жреца не боялись – ему поклонялись, его почитали, любили, в него верили. Сам он ни чем не правил – его задача заключалась в том, чтобы быть – самим фактом своего существования поддерживать культ и традиции. Реальная власть находилась в руках жреческой корпорации, правившей коллегиально.

Действительно, образ царя Миноса, судя по дошедшим до нас мифам, более ассоциируется с культовой властью. Не зря предание древних греков говорит о том, что после смерти он стало одним из судей в загробном царстве. Здесь прослеживается очевидная связь этой фигуры с погребальным культом. Скорее всего, Минос вообще не был даже каким-то отдельным человеком. Это, как часто бывало в таких случаях, имя нарицательное – функция бога на земле, роль которого играл отдельный человек, а после его смерти Миносом назначался следующий (путём выборов или по ритуальному жребию). Если провести аналогии с нашим временем, то образ царя-жреца более подходит для таких ритуальных фигур, тем те менее имеющих огромную власть над своими почитателями, как Далай –Лама или Папа Римский.

Таким образом, древний Крит был типичнейшей теократией – жреческой формацией.

Этой цивилизацией правили жрецы и именно поэтому громадные дворцы Крита не защищены оборонительными укреплениями – храмовые комплексы одного и того же культа не станут воевать друг с другом. Да и бояться восстаний угнетённого населения им было не за чем – население никто не угнетал. Набожные поселяне и паломники сами спешили принести дары своему богу, особенно в дни ритуальных праздников. И делали это не «из-под палки», а с энтузиазмом и религиозным рвением, поскольку верили, что с благополучием богов неразрывно связано и их благополучие – урожай, хорошая погода, счастье и т. д. причём не только в земной жизни, но и загробной.

Беспристрастная археология отметила большой контраст между уровнем жизни и материальной культурой жителей критской деревни и обитателей дворцов. Это и понятно – обычное земледельческое население жило так же, как и в доцивилизационную эру – близко к природе, просто и аскетично.

Жреческие же корпорации, управлявшие крупными централизованными хозяйствами, аккумулировавшие прибавочный продукт острова, ведшие широкую международную торговлю, жили действительно, как полубоги.

Следовательно, цивилизацию древнего Крита нельзя причислить к формации собственников. Это классическая жреческая теократия, наиболее ранний тип цивилизации, где правит жреческая каста.

А как же микенская материковая Греция — цивилизация ахейцев бронзового века? Ведь она по материальной культуре очень близка к минойской цивилизации Крита: и искусством, и материальным бытом, слоговым письмом. Можно сказать, ахейцы были культурной провинцией критян. Стало быть, и у них существовала жреческая цивилизация?

Но факты опровергают это утверждение. Города-государства ахейцев материковой Греции – это, прежде всего, укреплённые цитадели, порою сложенные из циклопических блоков, напоминающие замки. Захоронения их царей и правителей - басилевсов полны оружия и военного снаряжения. Да и искусство микенской цивилизации, похожее по стилю на критское, предельно отличается от него по смысловому содержанию. Прежде всего, там изображались батальные сцены, вереницы воинов и колесниц, сцены царской охоты. Очевидна воинская (кшатрийская) составляющая этой цивилизации. Более того, исходя из современных знаний об этой цивилизации, у неё были все предпосылки перерастания в классическую восточную деспотию. Царь Микен Агамемнон смог объединить большинство городов-замков под своей властью, создав этим самым некую протоимперию, и даже предпринял совместный морской поход подвластных себе владык на город Трою, на другой берег Эгейского моря.

Величайший греческий эпос «Илиада» живописует нам типично воинско — рыцарскую этику вождей касты воинов древнейшей Греции в этой войне.

Удивительно, но система их этических и моральных ценностей и отношения между владыками - предводителями дружин, описанная в Илиаде очень напоминает феодально-аристократическую.

Феодализм, как наиболее воинственная стадия развития цивилизации кшатриев вообще типичен либо для начального периода образования империй (когда они только складываются в хаосе войн и стычек), либо для их конечной стадии (когда они распадаются в ходе междоусобных войн).

Поэтому отношения, похожие на феодальные, встречаются зачастую в эпохи, ужасно далёкие от европейского Средневековья.

Классическая феодальная раздробленность наблюдалась в Китае династии Джоу (первое тысячелетие до н.э). Египет Среднего Царства похож на феодальную федерацию, так же, как и микенская Греция и ряд других древнейших обществ. Стало быть, микенская Греция – классический пример кастовой формации воинов.

Но Микены так и не созрели в полноценную восточную деспотию. Сам изрезанный и островной ландшафт Греции препятствует там установлению прочной центральной власти. Помимо того, вторжение варваров — дорийцев привело к гибели этой цивилизации бронзового века.

На материалах истории Крито-Микенской цивилизации можно сделать любопытный вывод. По культурным параметрам древний Крит и Микенская Греция были одной цивилизацией, а вот общественные системы у них существовали разные. У критян правила каста жрецов, в материковой Греции под властью Микен — каста воинов.

Максим Журкин

(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU