ИМПЕРИЯ ЗОЛОТА

Часть 1

       Цивилизация золота    
В предыдущих исследованиях мы пришли к выводу о том, что цивилизация, созданная жреческой кастой, зачастую в истории служит объектом узурпации власти другой касты — воинами. Возникает новый тип общества – цивилизация меча. Этот процесс неизменно приводит к возникновению государств, как мега машин насилия, угнетения и эксплуатации. Под властью воинов чаще всего складываются огромные полиэтнические империи, военно-бюрократические системы и восточные деспотии, которые в период своего кризиса способны распадаться на более мелкие единицы военно-феодального типа.

Но не всегда власть от жрецов переходит к воинам. Порою, в редких случаях, власть переходит непосредственно к касте собственников - обычным соплеменникам, обладающим наследственным имуществом, и неразрывно связанным с ним гражданским правом, что приводит к складыванию социальной системы совершенно иного свойства – цивилизации золота.

Где и как это происходит?

Образованию государств, как правило, предшествует фаза развитой цивилизации – жреческой формации или кастового общества. Для этой стадии характерно нарушение социального монолита первобытного общества, выделение из массы соплеменников новых социальных групп – культовой прослойки (жречества), касты воинов (кшатриев) и касты собственников – владельцев имущества (вайшнавов) и их ритуальное обособление друг от друга. Этот процесс носил, как правило, культовый характер и мифологическое объяснение, поскольку основная власть находилась ещё в руках теократической прослойки – жрецов. И данное социальное разделение приобретало, естественно, ритуальный оттенок, соответственно, закрепляясь обычаем не в виде государственных сословий и имущественных классов, а в виде традиционных каст.

В исторической науке подобную стадию часто называли «эпоха разложения родового строя», нимало не заботясь о том, что это разложение у многих народов порою проходило многие века, а переход к фазе государства так и не наблюдался.

Всё факты говорят о том, что в данном случае мы имеем здесь некий самостоятельный тип общества, отдельную формацию, которую можно охарактеризовать как жреческую цивилизацию.

Этой стадии общественного развития присуще правление культовой прослойки (жрецов). Данная общественная формация в политическом устройстве может быть обозначена как теократия. Как правило, для данной стадии характерно наличие крупных человеческих поселений в виде городов-храмов, верховную власть в которых представлял, чаще всего, некий тип правителя: царя-жреца (верховного жреца) - как живой символ единства народа и культа. Он служил объектом поклонения, и власть его опиралась исключительно на религиозную веру, силу обычая и традиции.

Данная замкнутая и самодостаточная структура общества, порою могла существовать многие века без существенных модификаций, украшая себя плодами культуры, мифологии, традиций и знаний, создаваемых жреческой кастой.

Но ничего на земле не вечно. И данные теократические системы с течением времени приходили в упадок и исчезали, оставляя после себя заброшенные города-храмы, подобно цивилизации Майя.

Либо власть в них узурпировалась низшими кастами, вследствие вырождения жречества, и начиналась уже другая история – несовершенных, дисгармоничных и уродливых обществ, основанных на насилии и эксплуатации - то, что мы определяем сейчас под названием государств, история которых продолжается, и по сей день.

В данном исследовании нас более всего интересует генезис и развитие тех систем, которые создаёт каста собственников, поскольку эта формация является правящей в нашу эпоху, а её социальные отношения доминирующими.

Когда же именно на исторической сцене появляется каста собственников?

Для того чтобы понять это, необходимо дать определение частной собственности. Очевидно, ею является не всякая личная собственность, а только та, что даёт своему обладателю (отдельному полноправному индивиду – частному лицу с неотчуждаемыми правами) возможность материального обеспечения своего существования и поддержание полноправного статуса в обществе. В общем, это капитал, то о чём писал Карл Маркс - собственность, которая приносит прибыль, и может быть представлена в виде чего угодно – земли, скота, имущества, денег, ценностей и т д.

Очевидно, что крестьян всех традиционных обществ нельзя назвать собственниками в полной мере, поскольку основное средство их производства – земля, принадлежало всегда всей родоплеменной общине. Отдельный индивид, как собственник земли и прав на неё, в системе экономических отношений не фигурировал. Ежегодно совершался передел земельных владений общины, обрабатывалась она совместно, и место частной собственности в этой системе отношений отсутствовало.

Само понятие частной собственности неразрывно связано с торговлей и своеобразным тестом на неё в обществе является появление такой системы отношений, как ростовщичество и ссудный процент.

Судя по материалам археологических исследований, торговля всегда сопутствовала человечеству. Даже в каменном веке у большинства культур прослеживаются следы меновой торговли. Допустим, кремень – камень, пригодный для изготовления орудий труда – при раскопках находили в поселениях разных племён, иной раз за тысячи километров от мест его добычи. Это являлось прямым следствием менового обмена, в котором участвовала целая цепочка племён. В эпоху бронзового века многие этносы уже пользовались бронзовы

ми орудиями, но не умели обрабатывать металл сами. Изделия были покупными. Но наличие торговли и обмена в традиционных обществах почему-то автоматически не приводило к появлению частнособственнических отношений и социальному расслоению. Ростовщичество также не наблюдалось. Почему?

Потому, что торговля там являлась коллективным, а не частным видом деятельности, в ней участвовало всё племя, и выгода от неё распространялась на всех соплеменников соответственно.

В более развитой системе – жреческой цивилизации, основным участником торговых отношений и обмена стал храм. Поскольку только город-храм был крупным аккумулятором материальных ресурсов (за счёт ритуальных приношений и прибыли с храмового хозяйства). Жрецы в этом типе общества неизменно монополизировали столь выгодную сферу деятельности, как торговля, внеся в неё некий элемент порядка и систематизации. Допустим, – в развитой культуре шумер, с их многочисленными городами-храмами, торговлей ведали специальные храмовые служители – тамкары. Прибыль от этой выгодной сферы укрепляла власть и богатства храма и статус жрецов, но опять же не приводила к образованию такого института, как частная собственность. Доходы от торговли принадлежали всей храмовой корпорации.

В некоторых исключительных случаях право на торговлю выходило за рамки храма и попадало в руки к простым соплеменникам – именно здесь и следует искать генезис касты собственников и частнособственнических отношений.

Где и как это могло происходить?

Естественно подобное явление могло наблюдаться только на путях наиболее крупных торговых маршрутов, караванных путей и морских портовых факторий, где торговля стала постепенно составлять основную и наиболее прибыльную отрасль деятельности. Логично предположить, что в столь выгодных для торговли местах она выходила за рамки храмового хозяйства и втягивала в свою орбиту и простых соплеменников. Прибыль от неё получалась здесь уже отдельным лицом торговца, под свой страх и риск пускавшегося в торговые предприятия, и соответственно распоряжаться прибылью мог уже отдельный человек.

Появление в экономике новой структурной единицы – отдельного индивида и его самостоятельной экономической деятельности, привело к революционным последствиям для любого общества, где этот процесс происходил. И эта революция, начавшись со сферы экономики, неизменно распространилась и на другие сферы общественной жизни тех народов, которые оказывались вовлечены в орбиту торговой экономики.

Именно в таких местах появляется новая система отношений - ростовщичество, ссудный процент и частная собственность.

Историк возразит, что и во многих восточных деспотиях – с точки зрения нашей теории общества касты воинов, существовало ростовщичество. Да совершенно верно, кодекс Хаммурапи, и многие други

е документы Древнего Востока, добытые археологией, говорят о расцвете там ростовщических отношений, ссудного процента и долгового рабства. Причём государство – военно-бюрократическая система – с этими явлениями яростно боролась, поскольку имущественное расслоение и разложение традиционной общины подрывало экономический базис государственной власти, уменьшая количество податного населения.

Ростовщичество не есть признак господства касты собственников. Оно есть признак самой этой касты, и появляется как социальное явление везде, где складывается данный социальный слой. Там, где существует социальная прослойка, основой существования которой является частная собственность, неизменно возникает и ссудный процент, даже в тех случаях, когда верховную власть в этом обществе удерживают представители других каст, например бюрократия (кшатрии), как это было в цивилизациях востока.

Самое интересное заключается в том, что и общественная система собственников зачастую пыталась ввести ростовщичество в некие рамки, главным образом из-за его следствия – долгового рабства. Поскольку закабаление значительной части общинников грозило потерей обороноспособности для народа, где этот процесс происходил. Поэтому в античных полисах, чаще всего бывших торговыми факториями, законодательно запрещалось порабощать граждан за долги. Выход был найден в покупке рабов иноплеменников и расцвете частнособственнического рабства, становившихся ярким признаком обществ формации собственников.

И не сложно заметить, что подобное частнособственническое рабство тесно связано с историей античности (Греция, Рим) – то есть тех государств, на основе истории которых Карл Маркс выделил особую рабовладельческую формацию.

Рабство существовало и на Востоке – цивилизации воинов. Но там оно существовало либо в форме патриархального рабства (включение рабов в семью на правах низших членов), либо в виде государственного рабства (здесь рабы превращались во что-то вроде низшего сословия). В любом случае, в восточном «кшатрийском» обществе раб не лишался некоего юридического статуса и представления о нём, как о человеке.

Частнособственническое рабство – при котором раб лишается статуса человека и превращается в одушевлённое орудие труда (как скот), характерно только для цивилизации собственников.

Из вышесказанного можно сделать вывод: то, что мы называем кастами, а именно, три доминирующих слоя любого из обществ, использующие для своего господства какую-либо из трёх возможных видов власти (духовную власть, силу золота или насилие) в полной мере обособились друг от друга только с падением жреческой цивилизации.

Массы общинников в изначальной (жреческой) формации ещё не были собственниками в полной мере – индивид, его независимая экономическая активность, собственность и индивидуальные права не являлись ещё отдельным институтом общества. Каста воинов тоже ещё не представляла собой замкнутого аристократического сословия. Иерархия жрецов также не была жёстко отделена от соплеменников, как отдельная культовая прослойка. Доступ туда был ограничен лишь наличием или отсутствием способностей присущих жреческой касте у того или иного индивида.

Именно замыкание и обособление каст друг от друга приводило к необратимым социальным последствиям. Появление закрытой элитной прослойки, претендующей на островную власть, пусть даже и составлявшей ничтожный процент от всей общины, приводило к полному изменению всей структуры общества и отношений внутри него.

Точнее, сами касты перестали быть ими в ритуально-традиционном смысле, характерном для формации жрецов, превратившись либо в сословия (при господстве воинов), либо в имущественные классы (в условиях формации собственников). Сама же жреческая каста слилась с этими социальными слоями и рассталась с абсолютной властью, но сохранила свою культовую сферу деятельности. Жрецы просто перешли на службу другим кастам.

Таким образом, складывание государства, как общности нового типа, основанной на терроре и эксплуатации, одновременно было и фазой деградации традиционных каст, их замыканием и самоизоляцией, и, как следствие, превращением со временем в сословия либо имущественные классы.

Складывание касты кшатриев – воинственной сплочённой и агрессивной общности, напоминающей банду во главе с вождём (по отношению к общей численности всей общины такая группировка могла быть ничтожна) у одного из племён, приводило к аналогичному процессу у соседних - чтобы защищаться от первых. Это явление хорошо обозначается цитатой из одного фильма – « Чтобы защититься от дракона, нужно иметь своего собственного». В этом случае начинался процесс, схожий с эффектом «домино» - явление, которое можно охарактеризовать как «революция кшатриев». Повсеместно у соседствующих народов складывались воинственные банды, которые помимо бесконечной войны друг с другом и набегами на соседей захватывали власть и среди своих соплеменников, подчиняя сначала их, а затем и соседей (где удавалось). Так возникала прослойка военной знати.

С собственниками происходил аналогичный процесс. Сама численность крупных имущественных воротил, владельцев земель, стад, судов, мастерских, рабов и т д., ведущих торговлю и дающих деньги под процент, могла быть очень невелика по сравнению с численностью остальных соплеменников.

Но частнособственнические отношения, транслируемые этой прослойкой, полностью подчиняли себе жизнь, экономическую деятельность, мораль и ценности остальных её соотечественников. Сила частной собственности и стремление к прибыли подобны всепроникающей воде. Она просачивается везде, и повсюду оставляет свой отпечаток. Даже сохраняя многие традиционные институты общества, частная собственность способна полностью подменить их суть.

Допустим - совет старейшин – форма власти, существующая в любом традиционном (жреческом) обществе. В условиях власти собственников он претерпевал существенную трансформацию, превращаясь постепенно в коллегиальный орган правления наиболее богатых граждан. Это процесс происходил тем более незаметно, что богатый торговец мог быть одновременно и главою родового клана. Но принцип получения власти становился уже иным – не родовой статус, прежде всего, а богатство давало право на власть. Так же вопрос обстоял и с вооруженными силами - формально, как и в условиях первобытного общества, основу войска составляло ополчение всех соплеменников. Но только зажиточные граждане теперь могли позволить себе купить полное военное снаряжение и, отрываясь от дел, участвовать в военных походах. Соответственно и вопрос о власти отпадал автоматически: кто защищает общину, тот и имеет право на власть – не только рабы, но и бедняки, зависимые категории населения естественно отметаются и выпадают из гражданской общины.

Наличие собственности становится критерием права. Оружие, а значит, и основная власть, оказывается в руках не племенного ополчения и не родовой знати, а граждан – владельцев. И даже если в развитых гражданских полисах – например, в Афинах, формально (де-юре) власть принадлежала всем гражданам, то де-факто ею распоряжалась лишь узкая прослойка наиболее влиятельных и богатых граждан, вовлекавших бедняков за подачки в свою политическую борьбу, лишь как инструмент.

Плавно меняются и функции жречества. Храмы, хранящие большие богатства становятся чем-то вроде банков. Они совершают крупные кредитные операции, дают деньги под проценты. Жрецы, вовсе не освобождаясь от культовых функций, в то же время превращаются в подобие того, что много веков спустя станет называться финансовой элитой.

И тут естественно читатель может заметить, что всё здесь описанное более всего подходит для характеристики полисов древней Греции и того, что в более широком понятии называется античным обществом.

Совершенно верно - формация собственников очень напоминает классические черты античных полисов Средиземноморья и городов-государств Эллады. Здесь отчётливо видны все элементы, присущие этому типу общества – собственность и гражданское право, частнособственническое рабство и армии гражданского ополчения, правление коллегиальных органов (то, что сейчас называется представительной властью), а так же развитая торговля и финансовая деятельность.

То, что цивилизация античной Греции представляет собой формацию собственников – бесспорно. Наша задача состоит в том, чтобы доказать, что не только в Греции существовала общественная формация собственников, но подобный тип общества складывался также и у многих народов, далёких исторически и географически от античной культуры.

Более того – зарождение капитализма и расцвет современной западной цивилизации напрямую связан с обществом касты собственников и представляет собою одно из звеньев исторической цепи развития данного типа цивилизации. Задача состоит в том, чтобы проследить следы формации собственников в наиболее ранних своих проявлениях и, следовательно, выявить общие закономерности этого типа общественного устройства.

Ключевая задача здесь – найти первый очаг возникновения.

Окидывая взглядом историю человечества для того, чтобы найти место первого зарождения кастовой формации собственников, выясняем, что она явление более позднее, чем другие кастовые формации. Древние цивилизации Египта, Месопотамии, Китая и Индии можно в наиболее ранних своих формах отнести к жреческим культурам городов-храмов, большинство из которых затем, вследствие кризиса или внешних вторжений перешли к стадии воинских формаций – военно-бюрократических царств и империй.

Ни в четвёртом, ни в третьем тысячелетии до нашей эры – эпохи расцвета древнейших цивилизаций, возникновения новой общественной формации собственников не прослеживается. Хотя сама эта каста, судя по материалам древних законодательств, уже появляется.

Максим Журкин

(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100 ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU