ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОЙ  ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Источник:   http://nbkurs.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=75&Itemid=35

Демократический парадокс

Кризис оппозиционного движения становится всё более очевидным и давление «сверху» полностью не объясняет его. Влияние партий на политику России незначительно, а число партийцев невелико. Люди либо не доверяют, либо не нуждаются в помощи. Объяснение видится в идейной плоскости — в размытости современных политических учений.

Граждане любой страны уникальны и неповторимы, но их воззрения о мире не столь многочисленны и концентрируются вокруг нескольких общих центров. В этом смысле общество не едино и состоит из разных социальных групп. Характерные им идеи можно уложить в систему политических, религиозных, философских, нравственных, эстетических и правовых взглядов — в идеологию. Она как бы объединяет людей в особое племя, которое чётко ощущает сходство или различие с другими «идейными племенами».

Дополнительный импульс к разъединению задаёт демократия. Она защищает право на разнообразие мнений, но политологи ищут единую систему взглядов. В обществе возникает два противоположных течения — стремление к освобождению от контроля, и его усиление партией власти, во избежание хаоса. Возникает демократический парадокс: устройство страны толкает людей к противостоянию, а закон предполагает наказание за рознь. Обустраивать жизнь по такому принципу глупо. Отчего так случилось? Ответ таится в осознании принципов российской государственности.

Структура русской государственности

Десятки тысяч лет народы Земли жили вольными общинами, и лишь стихия, племенные войны и голод ограничивали свободу. Шесть тысяч лет назад зародилась Цивилизация, и Человечество обрело государственный вектор эволюции. Перемены в способе производства не столь важны — претерпели трансформацию отношения между людьми. Если в общинном житии соплеменники были равны, то в государстве неравенство стало определяющим признаком их отношений. До Цивилизации — беда, насилие, несчастье были внешним фактором зла, но после разделения народа на сословия зло стали порождать сограждане.

Племенное сообщество наших предков, под экспансией варягов-германцев «получило» политическую организацию — княжескую форму правления. Не добровольно или по согласию, а вследствие вооруженного захвата. Насилие стало причиной образования Руси. Появились два социальных слоя, «верхний» — конунг, его дружина и обслуга «княжьего стола» и «нижний» — землепашцы и ремесленники. Позже сложилось боярское сословие. Возникла трёхуровневая структура общества, и она сохранилось доныне, лишь менялись названия слоёв-классов. Условно их можно назвать — правители, смотрители и исполнители.

Например, в Московии XVI в. правителей составляли — монарх, думные бояре, воеводы, высшее духовенство; смотрителей — дворяне, игумены монастырей, купцы, чиновники, офицеры, зажиточные ремесленники; исполнителей — мелкие ремесленники, солдаты, крестьяне, холопы, церковные служки. В XXI в. та же картина — сверху администрация президента, министры, митрополиты, губернаторы, олигархи и депутаты; посредине — чиновники, старшие офицеры прокуратуры, МВД и армии, ведущие менеджеры, хозяева среднего бизнеса, интеллигенция, а снизу — рабочие, крестьяне, мелкие коммерсанты, солдаты и обслуживающий персонал.

Тысячу лет структура государства не менялась: правители осуществляли господство, смотрители следили за его исполнением, а исполнители — подчинялись воле господ. Все 11 веков низы бунтовали против «сиятельного ярма», армия их усмиряла, а правители издавали указы, смягчая их участь. В октябре 1917 г. была попытка нарушить традицию подчинения, но СССР лишь завуалировал структуру: партноменклатура управляла, интеллигенция обосновывала власть, а служащие, рабочие и крестьяне её исполняли. Предложенная схема жизни несколько утрирует общую картину, но делает её более наглядной.

Двойственность русского бытия

Противостояние правящего меньшинства и подчиненного большинства раздвоило наше бытие, и в переплетении возникших противоречий формируется наша реальность. На любом срезе общества и на любом срезе времени мы наталкиваемся на двойственность объясняющих его причин. Например, народное ополчение против поляков в 1612 г. и французов в 1812 г. и восстания Разина и Болотникова; победа А. Невского над Ливонским орденом в 1242 г. и его карательный поход против новгородцев в 1258 г.; спор иосифлян и нестяжателей об отказе от монастырского землевладения и победа «стяжателей» в 1503 г; умиление тысяч людей при встрече с Николаем II и безразличие к монархии в 1917 г.; культ личности 30-ых и энтузиазм в восстановлении экономики в 1945 г.

В религиозном плане идея братолюбия опрокидывалась крепостным правом и церковной собственностью, а стремление к чистоте духа — реформами правителей; в нравственном — распутство «верхов» наталкивалось на добродетель «низов»; в правовом — старшинство перед законом властьимущих и беззащитность неимущих; в философском — декларирование ценности человека и низведение его до государственного элемента, стремление к Идее и её вульгаризация при воплощении; в политическом — оттеснение от управления нижних сословий и их недовольство подчинением.

Наглядно русскую дуальность отражает средний класс. Его представители — элита нации. Образованность и патриотичность, доблесть и честь, достоинство и профессионализм были воплощены в преподавателях и богословах, офицерах и художниках. Из него вышли реформаторы и революционеры — от опричников Иоанна и сподвижников Петра до большевиков и пассионариев перестройки. С другой стороны, в его среде тонули лучшие начинания, проявлялись равнодушие и эгоизм, бюрократизм и косность. Средний класс — надсмотрщик и впередсмотрящий, наблюдатель и надзиратель, он ловит взгляды верхов на правильный курс, и в тоже время является опорой государственности.

Краеугольный камень собственности

Другая грань русского общества — собственность. Класс «правителей» на Руси сложился из нормандской дружины. Насилие определяло её естество, а миролюбивые славяне — источник дохода. Со временем боевых трофеев стало слишком много, варяги осели по чужой земле и завели казну. Возникшему государству потребовался посредник между народом и правителем — представитель князя. Так возник средний класс.

Положение «смотрителей» в государстве толкало одну их часть разделять интересы верхов, быть защитниками строя, но зов справедливости разворачивал других в народную сторону, делал противниками порядка. Первых было больше: досмотр за идеологией правителя оплачивался приличным жалованием или мерой собственности. Такой мотив действует и сейчас: ведущие менеджеры и редколлегии СМИ, чиновники и интеллектуалы, хозяева бизнеса и старшие офицеры активно проводят либеральные идеи, и имеют «единоросский статус». Их доход и положение напрямую связаны с партией власти.

Класс правителей «стоит» на крупной собственности, она источник его власти. От Рюрика и до российских олигархов отчуждение собственности большинства народа было основой накопления капитала. Новая Россия началась с расстрела Белого дома и двух переделов в начале и конце 90-ых, в полном подобии древности — через обман и насилие.

Имущественный признак всегда определял нашу государственность: нынешние олигархи и кремлёвцы, министры и генералы, депутаты и митрополиты — люди состоятельные. По существу, они создали всю законодательную базу для защиты своего статуса (и имущества), а остальное — для успокоения подчинённых-работников. Низовое сословие никогда не владело сколько-то крупной собственностью и существует на грани выживания. Очевидна несправедливость такого устройства — не по-божески, словно под врагом маемся.

Иноземность происхождения меньшинства

Народное чувство недалеко от истины. Русский этнос сложился из двух частей, и долгое время был чётко разделён по сословной принадлежности. Класс правителей составили германцы, тюрки и литовцы, с малой долей славянской крови, а низшее сословие, наоборот, в основном имело славянский корень. Тех и других называли руссами, хотя эти две части имели разный тип сознания. Хорошо отразил это различие арабский географ Ибн Русте в книге «Дорогие ценности», написанной около 913 года: «Что касается ар-Русийи… У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян… И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие торговля соболями, и прочими мехами, которые они продают покупателям».

Род Рюриковичей пошёл из норманнов, внешне похожих на славян, а в душе оставшихся чужаками. Род царя Бориса Годунова основал мурза Чет, выехавший на службу в Москву из Золотой Орды около 1330. Род Романовых основал Андрей Иванович Кобыла, отец которого Гланда-Камбила Дивонович, в крещении Иван, приехал в Россию в конце XIII века из Литвы или «из Прусс». Ленин имел немецкую, тюркскую и еврейскую кровь. Сталин был из грузин, а Брежнев — из украинцев. Нынешний правитель также продолжил евразийский ряд.

Недавно журналисты «Каравана», пришли к выводу, что Путин — потомок тверского князя Михаила по боковой линии. Князья Тверские — из Рюриковичей. Одним из соратников и родственников литовского князя Свидригайло был полоцкий князь Иван Друцкой, прозванный Путятой, от которого пошёл род Путятиных, а от него и Путины. В метафизическом смысле — это знаковый момент: преемственность иноземных правителей сохранена. Национальность олигархов и важных чиновников, часто не в русскую сторону.

Водоворот национальной идентификации

На рубеже новой эры восточных славян было около 3 миллионов, а население Европы составляло 30 миллионов. Пропорция сохранилась и ныне: русская нация — самая большая нация Европы. Прокопий Кесарийский в «Книгах о войнах» около 550 г. писал: «… племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща… Да и имя в старь у склавинов и антов было одно… они населяют страну, разбросано расположив свои жилища, Именно поэтому они и занимают неимоверно обширную землю…».

Правящее сословие имело кровь смешанную — германско-тюркско-литовскую, а низовое сословие имело славянский базис. Как ни странно, сохранить этническую однородность помогло крепостное право: землепашцы сидели по земле, мало контактируя с инородцами. На момент Октября 1917 года около 85 % населения России было сельским. Этнический срез современной России, вновь подобен прошлому.

Из 145,17 миллионов человек РФ, русские составляют 79,8 %, а все славяне — 82,4 %, татары — 3,8 %, башкиры — 1,2 %, чуваши — 1,1 %, чеченцы — 0,9 %, армяне — 0,8 %, мордва — 0,6 %, аварцы — 0,6 %, казахи — 0,45 %, удмурты — 0,45 %, азербайджанцы — 0,43 % и ещё около 100 народов — 7,7 %. Кроме славян, последующие десять народов, составляют 10,3 % населения, а остальные 100 народов — 7,3 %. Можно посмотреть по-другому — тюркские народы составляют 6,5 % населения, кавказские — 5,5 %, финно-угорские — 3,1 %, а на все остальные народы приходится 2,5 %. Четыре макро этнические группы граждан.

Геополитическое мессианство

Национальный вопрос остро встал в наше время, но так изобилует спекуляциями, словно говоришь о чём-то неприличном, а употребление слова «русский» в идеологическом смысле, становится основанием для судебных преследований. Может власть, ненавидит «русское» и топчет память о его прошлом или угроза пресловутой розни столь велика, что это грозит гражданской войной? Не похоже: нет и в помине погромов или волнений на национальной почве. Возможно, зависимость от Запада требует денационализировать русских?

Этническая однородность России изменилась в конце XVI века. Присоединение восточных и южных земель было вынужденной мерой — защитной реакцией от Казанского и Крымского ханства, а после — от Османской империи. Такое «расширение границ» не было экспансией: народы, вошедшие в империю, имели равные права с титульной нацией и добровольно приняли русское сознание. Невзирая на другие традиции, культуру и религию, русский образ жизни стал для этносов естественным и как бы своим. Это исключительный случай в истории, и объясняют его русские особенности — дружелюбие и духовность.

Российская империя формировалась не классическим путём, поэтому существует более 400 лет. Обычно империя — образование нестойкое и возникает от честолюбия правителя, а по его смерти — стремится к распаду. Страны запада и юга, опасаясь усиления Руси, пробовали её ослабить, а она их побеждала, присоединяя пограничные этносы. Не желая бунтов, её правители оставляли этносам широкие права, а дружелюбие народа убеждало, что «под русским» жить легче. Так в Северной Евразии утвердился мир.

Тысячу лет мы воевали с европейским западом и азиатским юго-востоком, и это доказывает несхожесть «русских интересов» и устремлений других стран. Наша геополитика не смыкается с торгашеским атлантизмом или германским континентализмом, у России своя миссия — утверждение праведного мира. Готовность помочь и защитить, проистекают из православия — любви к Богу и Брату. Это не превосходство старшего народа, но великая державность истины, уподобление земного государства Царствию Божию.

Вновь мы видим двойственность — переплетение интересов правителей и исполнителей. Неприятно называть бездушным термином «исполнители» целый народ, но смысл государственности низвел его до такого положения. Тем не менее, нравственное начало народа зачаровывало другие этносы, и они многое перенимали у него. Этимология наименования «славяне» восходит к «слову» и «славе»: желанию славить жизнь и говорить о ней красно. Наше искусство раскрывает эту черту, а История — подтверждает фактами. Другим странам это не свойственно, нам же необходимо. В этом суть русского мессианства.

Растворение русского духа

Славяне составили основу русского этноса, их черты определяли его лицо. Это были люди дружбы, труда, мира и общения. Любой чужой, если он не проявлял агрессивность, с течением времени становился своим. Народовластие было естественной формой самоуправления славян и вышло из их уклада — общинного братолюбия, основанного на равенстве и уважении. Так жили предки, так чувствовали их потомки. Любовь к семье и земле, предопределила равенство и приятие других народов. Поэтому удалось в одной империи ужиться ста различным народам без межнациональных трений.

Однако такое мировоззрение было у низового сословия, правящий класс относился к инородцам по-другому. Правитель искал дружбы с нацэлитой, дозволяя ей править «по местам», но с учётом интересов метрополии, а после — усиливал своё влияние на неё. Лидеры нацэлиты, получая широкие права, способствовали обрусению этноса, кровь разжижалась, а иерархия восстанавливалась. Здесь скрыта причина федеративного устройства России.

Переход к капитализму требовал перераспределения «имущества Советов» в руки меньшинства. Партия реформаторов в основном находилась в столице, и требовались «представители» власти в регионах. Перестроечные реформы отложили 14 республик от Союза и могли перекинуться в нацокраины, а войска применять нельзя. Чтобы погасить процесс разъединения, необходимо допустить создание нац элит, с которыми можно было договориться, а позже — усилить централизацию власти. В результате, в нациокраинах был сформирован средний класс из местных капиталистов. Интересы русского народа, были принесены в жертву власти правящего класса.

Действия президентов России были предопределены историей, а последующие указы о недопустимости нацрозни и религиозной нетерпимости, ограничении прав оппозиции и проведения референдумов, избирательные квоты в Думу и создание пропрезидентских партий и движений — стали актами, направленными на усиление власти меньшинства.

Принципы российской государственности

1.   Насилие — причина образования государства.

2.   Славянский этнос — базис русской нации.

3.   Тысячелетняя непрерывность трехклассовой структуры общества.

4.   Отчуждённая от народа собственность — основа власти меньшинства.

5.   Этническая диспропорция иерархии власти.

6.   Геополитическое мессианство — фундамент единства Северной Евразии.

7.   Русское сознание — связующее начало межнационального сосуществования.

8.   Двойственность бытия — противостояние народа и власти.

Принципы государственности объясняют парадокс демократии. Российские правители маскируют свою власть под демократическое устройство: активизируют выгодные его положения, а опасные — растворяют в новых принятых законах. Поэтому в России можно иметь любое мнение, пока оно не противоречит власти меньшинства, а не положениям Конституции. Более того, люди, олицетворяющие Основной Закон, представляют интересы правителей и состоят в ЕР, и дают выгодную правящему классу трактовку. В итоге демократия является ширмой правящего сословия.

Кризис оппозиционного движения

Принципы российской государственности хорошо объясняют неразбериху нынешних политических течений. Можно выделить три их направления — укрепление высшего класса, ограничение его власти в свою пользу, реформирование классовой структуры. ЕР создана для обслуживания и укрепления власти правителей. Оппозиция справа — Яблоко, ЛДПР и СПС, или слева — КПРФ, Родина и Аграрии, опираясь на либеральные или социальные идеи, ищут расширения своего влияния в Думе. Идею изменения основ государства в сторону реального народовластия никто не поддержал.

Марксизм в современных условиях утратил социальную базу — пролетариат, а другой идеологии у левых нет. Поиск подходящего варианта привел их к совмещению либеральных и социалистических идей — достойный уровень жизни народа, национальные интересы в политике, поддержка российского производителя, борьба с преступностью и изменения в демографии. Однако партия власти перехватывает эти лозунги, осуществляя финансирование подобных госпроектов, и лишает оппозицию политической почвы. У оппозиции остаётся один козырь — ошибки власти, но это слабое утешение. У всех бывают ошибки.

На фоне возросшего уровня жизни народ симпатизирует ЕР, а сама оппозиция, встречая противодействие власти по основным вопросам, ищет с ней компромисса. Это приводит к мнению, что все политические партии имеют соизмеримые интересы, но уж если ЕР делает это успешно, то незачем что-то менять. В итоге движение протеста зашло в тупик.

Олег Судаков

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru