[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


ПОСЛЕСЛОВИЕ К « РАЗМЫШЛЕНИЯМ ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ» АЛЕНА ДЕ БЕНУА

Если познакомиться с пропагандой некоторых  наших националистических организаций, то можно подумать, что русские это какие-то инкубаторские цыплята или недоношенные дети, которых нужно срочно ограждать от всего мира, и иначе их будут все бить и обижать. Отсюда все эти туманные идеи по созданию «русского национального государства». Такой подход только оскорбляет сам русский народ.

Статья «Размышления об идентичности» написана французом и посвящена ситуации во Франции, но затронутые в ней вопросы не менее актуальны и для нашей страны. Как и на родине де Бенуа, у нас сейчас имеется немало людей, весь «патриотизм» и «национализм» которых состоит в ненависти к приезжим (в основном, с Кавказа, Средней Азии и Китая), при полном отсутствии позитивного содержания. В иммигрантах видят угрозу для русской идентичности. Но если смотреть объективно, то на культурную жизнь местного населения они никак не влияют. Никто у нас не учит ни узбекский язык, ни чеченский. Более того, как справедливо замечает Ален де Бенуа, именно идентичность самих иммигрантов оказывается под угрозой, ибо они подвергаются воздействию дискотечно-пивной «культуры», безраздельно царящей сейчас в нашем отечестве. Так что скорее местная обстановка разлагающе действует на приезжих, чем они на нее. И вовсе не таджикские дворники виноваты в том, что  современная русская молодежь лучше знает американских поп-звезд, чем героев родной истории.  И не гастарбайтеры виноваты в том, что Россия установила мировой рекорд по абортам.

Если познакомиться с пропагандой некоторых  наших националистических организаций, то можно подумать, что русские это какие-то инкубаторские цыплята или недоношенные дети, которых нужно срочно ограждать от всего мира, и иначе их будут все бить и обижать. Отсюда все эти туманные идеи по созданию «русского национального государства». Такой подход только оскорбляет сам русский народ. Но, помимо этого, он может повредить и тому, что  называют «национальным самосознанием». Одержимость на почве ненависти к Другому может, как правильно пишет Ален де Бенуа, привести к тому, что в роли Другого может оказаться всякий. От лозунга «Россия для русских» психологически совсем не трудно перейти к лозунгам «Сибирь для сибиряков» или «Калининград для калининградцев» (или «Кенигсберг для пруссаков», если учесть германофильские настроения калининградских сепаратистов).  В  Италии активисты  «Лиги Севера», которой в свое время весьма восхищался Поткин, считают нахлебниками не только иммигрантов из Северной Африки (хотя они и делают грязную работу), но и своих соотечественников, живущих на юге Италии. Подобный подход демонстрируют и российские футбольные фанаты, которые в отсутствие ненавистных  ЛКН с удовольствием дерутся с фанатами других команд, которые в этническом происхождении от них не отличаются. Не так давно фанаты «Спартака» устроили беспорядки на стадионе в Самаре. Дальнейшим логическим развитием подобной позиции мог бы стать переход к квартальной ксенофобии, как у подростков, когда бьют только за то, что ты живешь в другом районе.

Помимо развенчания мифа о том, что главной угрозой для идентичности являются иммигранты, Ален де Бенуа  проводит сложный философский анализ понятия «идентичность»  и предупреждает от того, чтобы видеть в ней нечто одномерное, лишенное противоречий и застывшее, раз и навсегда данное. Нынешние русские, как и французы, живут в ситуации полного духовного и интеллектуального хаоса, и поэтому им весьма трудно определить свою идентичность, если только не отделываться банальными фразами о «великой русской культуре». Даже те, кто афиширует себя как позитивных националистов и претендует на «почвенность», погружены в бесконечные распри о том, что же есть «русская идея». Для одних она неразрывна связана с православием и «тот, кто не православный, тот не русский».  Для других православие источник всех русских бед. Так, известный идеолог русского этнократического национализма А. Н. Севастьянов ранее заявлял, что «православие виновно в двух исторических поражениях русского народа».  За подобные высказывания сайт Праваяу записал его во враги православия.  На этой же почве подвизался и К. Крылов, придумавший для православных активистов название «фофудья». Отвергнув православие, эти идеологи пытаются отыскать какую-либо другую опору,  например, славянское неоязычество в его разнообразных версиях.  Но есть совсем уж экзотические уклоны. Тот же Крылов пропагандирует зороастризм.   Восточные симпатии (даже при неприязни к «понаехавшим азиатам») вообще не чужды тем, кто именует себя «русскими националистами». Даже основатель РНЕ А. П. Баркашов, имеющий черный пояс по каратэ, по слухам стал буддистом  и даже совершил паломническую поездку в Иволгинский дацан в Бурятии. А пресс-секретарь ранее существовавшей  Партии свободы (лидер - Ю.Беляев) Лев Нечипуренко некоторое время даже возглавлял (правда, на сомнительных основаниях) буддийскую общину Дацана Гунзэчойнэй на Приморском проспекте Санкт-Петербурга.  Своими духовными поисками «правые», конечно, гораздо интереснее леваков, которые до сих пор пытаются пропагандировать замшелый атеизм образца Емельяна Ярославского.

Если уж националистические идеологи придерживаются столь разных культурных и религиозных ориентаций, то что же тогда говорить об остальном населении? В этих условиях наиболее верной может казаться позиция, которой придерживалась одна из ранее существовавших организаций, один из пунктов программы которой гласил: «Русский определяется не по крови и не по вероисповеданию. ТОТ, КТО СЧИТАЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКУЮ КУЛЬТУРУ СВОИМИ, ИСТОРИЮ РОССИИ - СВОЕЙ ИСТОРИЕЙ, КТО ПРОЛИЛ И ГОТОВ ПРОЛИТЬ СВОЮ И ЧУЖУЮ КРОВЬ ВО ИМЯ РОССИИ И ТОЛЬКО РАДИ НЕЕ, И НИКАКОЙ ДРУГОЙ РОДИНЫ И НАЦИИ НЕ МЫСЛИТ, ЕСТЬ РУССКИЙ».

Подобный подход и обеспечил этой организации достаточно высокую численность по сравнению с другими радикальными группами, куда пускали «только православных» или «только атеистов», которые так и остались сектами. Если же посмотреть на проблему глазами Алена де Бенуа, то придется признать, что русская идентичность включает и  Древнюю Русь, и Золотую Орду, и православие и советизм, и Владимира Ленина и барона Унгерна, и декабристов и славянофилов. Она есть воплощение русской истории со всеми ее противоречиями. И она открыта для дальнейшего развития, если только не увенчается успехом медведевская «модернизация», и на месте России не возникнет еще одна провинция One World.

НБ-Портал


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100