[На главную страницу НБ-Портала] [О проекте] [НБ-идеология] [Фотоархив] [НБ-Арт] [Музыка]


КОНЕЦ МИРОВОГО ТУРИЗМА

 

Произошедшие в этом году террористические акты, направленные против туристов, последним из которых стал взрыв российского самолета на Синаем,  побуждают задуматься о самом феномене  современного  туризма и его будущем.

Сам массовый туризм – явление относительно молодое и связанное с распространением идеалов «потребительского общества» после Второй мировой войны. Еще сто лет назад праздные поездки в далекие страны были уделом лишь немногих аристократов, буржуа и интеллектуалов.  Он  вызван не только   потребностью человека в отдыхе (отдохнуть гораздо легче и дешевле, просто гуляя в соседнем парке или отправившись к бабушке в деревню), но  и принуждением к наслаждению, о котором писал Жан Бодрийяр: «Нужно все попробовать, ибо человек потребления одержим страхом «упустить» что-либо, упустить наслаждение, каким бы оно ни было». В связи  с этим турпоездки служат наилучшим средством подтверждения своего социального статуса, и поэтому неудивительно, что на своих страницах в соцсетях люди предпочитают выкладывать свои фото на фоне Эйфелевой башни или египетского Сфинкса. Конечно, здесь существует своя иерархия: низший слой среднего класса может позволить себе разве что Турцию,  Египет или Чехию, кто побогаче,  полетит на Мальдивы, а олигархи будут наслаждаться сафари в Африке.

Кроме того, огромное количество офисных «труженников», отправляющихся в отпуск в жаркие страны, словно нельзя лучше подтверждало либеральный тезис о конце истории: войны все отгремели, кругом мир, демократия и безопасность, а поэтому только и осталось, что колесить по миру и любоваться шедеврами былых времен и нежить свои телеса на пляже.

О негативном, разлагающем влиянии туризма на страны, ставшие объектом эксплуатации туриндустрии, писал еще Эрнст Юнгер: «Туризм вытаптывает ландшафты, на которые однажды ступала его нога. Механическое воспроизводство налагает цепи – цепи путешествующих, автомашин, гостиниц. Жители из гостеприимных крестьян и пастухов превращаются в официантов и временных слуг. Они  утрачивают корни; растет обманчивое благосостояние». Чуть проще высказался Эдуард Лимонов:  «Туризм порабощает мусульманские страны, развращает их, заставляет в погоне за уровнем жизни терпеть на своей территории нашествия немусульман, людей чужих, часто абсолютно не уважающих страны, на территории которой они «отдыхают». Не уважающих и не понимающих  её обычаевогда свиноподобные германцы шумным стадом прут на пляжи мусульманских стран, они, конечно, платят за своё вторжение. Они вроде не гитлеровцы, но неприятны, чужды, ну и  невыносимы для  самосознания и верований мусульманских стран». И совсем в точку попала одна журналистка «Комсомольской правды», заметившая, что благодаря турбизнесу в Турции и Египте выросло целое поколение мужчин, которые больше ничего не умеют делать, кроме как оказывать сексуальные услуги скучающим дамочкам из  Европы и России. Европейские и отечественные исламофобы могут возмущаться хиджабами и минаретами, но они почему-то не призывают своих соотечественников отказаться от праздного посещения мусульманских стран, чтобы было бы честно и последовательно. И как следствие,  теракт следует за терактом.  

Впрочем,  неприязненное отношение нашествие туристов вызывает не только в  мире Ислама. Вот, например, что можно прочитать в Википедии о маленьком буддийском государстве Бутан: «Открывая страну для иностранцев, правительство осознавало, что туристы могут разрушающе влиять на уникальные и практически нетронутые ландшафты Бутана и на его самобытную культуру. Поэтому оно изначально ограничило туристическую активность, отдавая предпочтение туризму высшего качества».

Особо печально, когда туризм начинает затрагивать религиозные святыни. Туда, куда ранее вступали с благоговением, ныне приходят, чтобы «фоткаться» и жевать чипсы.   Стало нормой использовать знаменитые христианские церкви не для богослужений, а для прибылей турбизнеса.   Поэтому можно лишь порадоваться, что в Мекку, как и в некоторые индуистские храмы,  закрыт вход для любопытных девушек в мини-юбках.

Касаясь будущего массового  туризма, Эрнст Юнгер писал о возможности постепенного исчезновения этого явления. По моему мнению, это может быть связано не только с какими-либо катаклизмами, а со сменой культурных стереотипов. В старой Европе зрелище огромного количества полуголых и большей частью очень некрасивых людей всех возрастов и сословий могло бы вызвать только омерзение, как сейчас это вызывает у мусульман.   Вполне можно представить, что колесо дхармы сделает еще один оборот, и загорелая кожа, например, будет  более свидетельствовать не об отдыхе «успешного» человека, а снова станет признаком  плебейского социального положения.  Что же до туризма, связанного с осмотром достопримечательностей,   то он с развитием интернета вполне может  принять виртуальный характер: просто, бесплатно и безопасно. Или просто вообще отмереть: вдруг история вновь станет такой же интересной и насыщенной, какой была в Средневековье, и осмотр «памятников культуры» для масс потеряет свою привлекательность. И тогда слово «путешественник»  вернет свой загадочный и элитарный ореол.

 

Андрей Игнатьев


(На главную страницу) (Стань другом НБ-Портала!) (Обсудить на форуме)

Rambler's Top100